судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Русаковой Веры Юрьевны о признании незаконным решения Администрации Советского района г. Волгограда, обязании согласовать произведенную перепланировку и переустройство жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района Волгограда Ермоловой О.А..
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 18 декабря 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Заявление Русаковой Веры Юрьевны - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Советского района Волгограда от 12 ноября 2012 года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - "адрес" в перепланированном состоянии.
Обязать Администрацию Советского района г. Волгограда согласовать произведенную перепланировку и переустройство жилого помещения - "адрес".
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав представителя администрации Советского района г. Волгограда Ермолову О.А., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Русакова В.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Советского района г. Волгограда, обязании согласовать произведенную перепланировку и переустройство жилого помещения.
В обоснование требований указала, что она является нанимателем "адрес" в "адрес". В целях улучшения жилищных условий и благоустройства жилья в квартире была сделана перепланировка и переустройство, а именно: демонтированы ненесущие перегородки между жилой комнатой (поз.5), кладовой (поз. 6) и шкафом (поз.7); монтаж ненесущих перегородок в жилой комнате (поз. 4) с уменьшением жилой площади и увеличением площади коридора (поз.1); демонтаж дверного блока и заделка дверного проема в ненесущей перегородке между жилыми комнатами (поз. 4 и 5).
Она обратилась в Администрацию Советского района г. Волгограда с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, однако ей было отказано.
Просила признать отказ Администрации Советского района г. Волгограда в сохранении перепланировки и переустройства "адрес" незаконным и обязать Администрацию Советского района г. Волгограда согласовать произведенную перепланировку и переустройство квартиры.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района Волгограда Ермолова О.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения предоставляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Судом первой инстанции установлено, что Русакова В.Ю. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Заявителем в спорной квартире в целях благоустройства была проведена перепланировка, а именно: демонтированы ненесущие перегородки между жилой комнатой (поз.5), кладовой (поз. 6) и шкафом (поз.7); монтаж ненесущих перегородок в жилой комнате (поз. 4) с уменьшением жилой площади и увеличением площади коридора (поз.1); демонтаж дверного блока и заделка дверного проема в ненесущей перегородке между жилыми комнатами (поз. 4 и 5).
В результате перепланировки и переустройства квартиры ее площадь изменилась и составила 42,2 кв.м. - общая площадь, 25,7 кв.м. - жилая площадь, подсобная - 16,5 кв.м.
Согласно техническому заключению МУП "Центральное межрайонное БТИ" о состоянии строительных конструкций после перепланировки жилого помещения - "адрес" жилого "адрес", выполненная перепланировка и переустройство квартиры не изменяет работу несущих конструкций здания, не нарушает права и интересы граждан. Состояние конструкций в квартире классифицируется как работоспособное и обеспечивающее безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Помещение может эксплуатироваться в рамках существующего функционального назначения.
Русакова В.Ю. обратилась в Администрацию Советского района г. Волгограда с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
12.11.2012 года Русаковой В.Ю. Администрацией Советского района г. Волгограда было отказано в удовлетворении заявления в сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: Волгоград, "адрес" перепланированном состоянии. Отказ мотивирован тем, что администрация "адрес" Волгограда не наделена полномочиями по решению вопроса о согласовании самовольно произведенных переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений.
Вместе с тем, положения ст. 29 ЖК Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в рассмотрении заявления о сохранении жилого помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии является незаконным, и принял обоснованное решение в части признания решения администрации Советского района Волгограда незаконным об отказе в рассмотрении вопроса о самовольной перепланировке и переустройству.
Доводы апелляционной жалобы о том, Администрация Советского района не наделена полномочиями по согласованию перепланировки и, отказывая в ее согласовании, действовала в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно Положения об Администрации Советского района Волгограда, Администрация района решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений в жилых домах.
Кроме того, исходя из пунктов 2.1, 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений", утверждённого Постановлением администрации Волгограда от 12 сентября 2012 года N 2700, администрации районов Волгограда являются территориальными структурными подразделениями администрации Волгограда, непосредственно предоставляющими муниципальную услугу "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений".
Таким образом, именно администрация района, как подразделение органа местного самоуправления, полномочна рассматривать вопросы согласования по заявлению гражданина самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 26 ЖК для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В пункте 2.2. "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда ... ", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540 закреплено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения":
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения (далее - проект). В случае если переустройство и (или) перепланировка связаны с устройством и демонтажем встроенной мебели, кладовых, возведением некапитальных перегородок, закрытием арочных и дверных проемов, установкой входных дверей и другими случаями, не затрагивающими конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения, при наличии заключения о надежности и безопасности помещения, выданного лицензированной организацией, либо акта о надежности и безопасности помещения, выданного районными бюро технической инвентаризации, имеющими в своем составе соответствующих специалистов, проект может не представляться;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого, реконструируемого жилого помещения;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, реконструкции, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что заявителем при решении вопроса о согласовании перепланировки были представлены все документы, предусмотренные п. 2 ст. 26 ЖК РФ, в том числе документ, уполномочивающий заявителя, как нанимателя жилого помещения, на обращение с заявлением о перепланировке от имени собственника.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения требований в части возложении обязанности на Администрацию Советского района г. Волгограда согласовать произведенную перепланировку жилого помещения - "адрес" подлежит отмене и принятием в этой части нового решения по делу об отказе в удовлетворении указанных требований.
Принимая во внимание, что спор возник из публичных правоотношений, судебная коллегия считает необходимым, в соответствии со статей 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, принять решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в данном конкретном случае - возложить обязанность на администрацию "адрес" Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведённой в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" учетом наличия документов, предусмотренных ч.2 ст.26 ЖК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Волгограда от 18 декабря 2012 года отменить в части удовлетворения требований в части возложении обязанности на Администрацию Советского района г. Волгограда согласовать произведенную перепланировку жилого помещения - "адрес" принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Возложить обязанность на администрацию Советского района Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведённой в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" учетом наличия документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Советского района Волгограда Ермоловой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.