судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Белобородова Павла Александровича, Белобородовой Риты Николаевны о признании решения администрации Советского района г. Волгограда об отказе в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии незаконным и о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района Волгограда Жирковой А.А..
на решение Советского районного суда г.Волгограда от 28 декабря 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Заявление Белобородова Павла Александровича, Белобородовой Риты Николаевны о признании решения администрации Советского района г. Волгограда об отказе в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии незаконным и о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Советского района Волгограда от 11 декабря 2012 года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - "адрес", расположенного р. "адрес" "адрес".
Сохранить в переустроенном (перепланированном) состоянии жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", р. "адрес" "адрес" "адрес" общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 10,5 кв.м. с измененными техническими параметрами: демонтаж-монтаж перегородок между жилой поз.3. кухней поз.4, санузлом поз.5 и коридором поз.6 с образованием новых площадей кухни-столовой поз.3, санузла поз.4 и коридора поз.5.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав представителя администрации Советского района г.Волгограда Ермолову О.А., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Белобородов П.А., Белобородова Р.Н. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать решение администрации Советского района г. Волгограда об отказе в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии незаконным и о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
В обоснование заявленных требований указали, что они являются нанимателями квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В указанном жилом помещении истцами была произведена перепланировка квартиры, заключающаяся в следующем: демонтаже-монтаже перегородок между жилой поз.3. кухней поз.4, санузлом поз.5 и коридором поз.6 с образованием новых площадей кухни-столовой поз.3, санузла поз.4 и коридора поз.5.
Решением администрации Советского района г.Волгограда от 11 декабря 2012 года им было отказано в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
Считали данный отказ незаконным, просили признать решение администрации Советского района г. Волгограда об отказе в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии от 11 декабря 2012 года незаконным и обязать администрацию Советского района г. Волгограда согласовать произведенную в жилом помещении (квартиры), расположенной по адресу: "адрес" "адрес" перепланированном состоянии.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района Волгограда Жиркова А.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, исходя из интересов законности, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части.
Под интересами законности, по мнению судебной коллегии, следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального права в целях защиты интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов, данном конкретном деле - возможность сохранения в перепланированном состоянии жилого помещения муниципального жилого фонда, которое может быть предоставлено в пользование по договору социального найма неопределенному кругу лиц.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения предоставляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что Белобородов П.А. является нанимателем жилого помещения "адрес" расположенного по ул. им. "адрес", вместе с Белобородовым П.А., как член семьи нанимателя зарегистрирована и проживает Белобородова Р.Н.,что подтверждается справкой выданной Муниципальное бюджетное учреждение Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" от 14 декабря 2012 года.
В квартире, расположенной по адресу: "адрес" "адрес" была произведена перепланировка, которая заключающаяся в следующем: в демонтаже-монтаже перегородок между жилой поз.3. кухней поз.4, санузлом поз.5 и коридором поз.6 с образованием новых площадей кухни-столовой поз.3, санузла поз.4 и коридора поз.5.
В результате произведенной перепланировки общая и жилая площадь квартиры составили: общая 44,1 кв.м., а жилая 10,5 кв.м, что подтверждается справкой выданной ВО МУП ВМБТИ г. Волгограда за N 294 от 09 ноября 2012 года, а также копией технического паспорта составленного по состоянию на 25 октября 2012 года.
Согласно экспертного заключения от 15 августа 2012 года, выполненного ООО "Центркран" следует, что выполненная перепланировка квартиры улучшает бытовые условия проживания, не создает угрозу жизни и здоровья граждан, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого помещения и жилого дома в целом, не оказывает влияния на основные несущие конструкции здания и его безаварийную дальнейшую эксплуатацию (л.д. 18-32).
Белобородов П.А. обратился в администрацию Советского района Волгограда с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
"адрес" было отказано в удовлетворении заявления о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" расположенного по ул. им. "адрес" в перепланированном состоянии. Отказ мотивирован тем, что администрация "адрес" Волгограда не наделена полномочиями по решению вопроса о согласовании самовольно произведенных переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений.
Вместе с тем, положения ст. 29 ЖК Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в рассмотрении заявления о сохранении жилого помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии является незаконным, и принял обоснованное решение в части признания решения администрации Советского района Волгограда незаконным об отказе в рассмотрении вопроса о самовольной перепланировке и переустройству.
Доводы апелляционной жалобы о том, Администрация Советского района не наделена полномочиями по согласованию перепланировки и, отказывая в ее согласовании, действовала в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно Положения об Администрации Советского района Волгограда, Администрация района решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений в жилых домах.
Кроме того, исходя из пунктов 2.1, 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений", утверждённого Постановлением администрации Волгограда от 12 сентября 2012 года N 2700, администрации районов Волгограда являются территориальными структурными подразделениями администрации Волгограда, непосредственно предоставляющими муниципальную услугу "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений".
Таким образом, именно администрация района, как подразделение органа местного самоуправления, полномочна рассматривать вопросы согласования по заявлению гражданина самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 26 ЖК для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В пункте 2.2. "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда ... ", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540 закреплено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения":
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения (далее - проект). В случае если переустройство и (или) перепланировка связаны с устройством и демонтажем встроенной мебели, кладовых, возведением некапитальных перегородок, закрытием арочных и дверных проемов, установкой входных дверей и другими случаями, не затрагивающими конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения, при наличии заключения о надежности и безопасности помещения, выданного лицензированной организацией, либо акта о надежности и безопасности помещения, выданного районными бюро технической инвентаризации, имеющими в своем составе соответствующих специалистов, проект может не представляться;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого, реконструируемого жилого помещения;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, реконструкции, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что заявителем при решении вопроса о согласовании перепланировки были представлены все документы, предусмотренные п. 2 ст. 26 ЖК РФ, в том числе документ, уполномочивающий заявителя, как нанимателя жилого помещения, на обращение с заявлением о перепланировке от имени собственника.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения требований в части сохранения произведенной перепланировки жилого помещения - "адрес" расположенного по ул. им. "адрес" общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 10,5 кв.м. с измененными техническими параметрами: демонтаж-монтаж перегородок между жилой поз.3. кухней поз.4, санузлом поз.5 и коридором поз. 6 с образованием новых площадей кухни-столовой поз.3, санузла поз.4 и коридора поз.5., подлежит отмене и принятием в этой части нового решения по делу об отказе в удовлетворении указанных требований.
Принимая во внимание, что спор возник из публичных правоотношений, судебная коллегия считает необходимым, в соответствии со статей 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, принять решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в данном конкретном случае - возложить обязанность на администрацию Советского района Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведённой в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" учетом необходимости представления заявителем документов, предусмотренных ч.2 ст.26 ЖК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Волгограда от 28 декабря 2012 года отменить в части удовлетворения требований в части сохранения произведенной перепланировки жилого помещения - "адрес" расположенного по ул. им. "адрес" общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 10,5 кв.м. с измененными техническими параметрами: демонтаж-монтаж перегородок между жилой поз.3. кухней поз.4, санузлом поз.5 и коридором поз. 6 с образованием новых площадей кухни-столовой поз.3, санузла поз.4 и коридора поз.5., принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований обязать администрацию Советского района г. Волгограда согласовать произведенную в жилом помещении (квартиры), расположенной по адресу: "адрес" перепланированном состоянии.
Возложить обязанность на администрацию Советского района Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведённой в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" учетом необходимости представления заявителем документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Советского района Волгограда Жирковой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.