судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.
судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корчагиной Т.И. о признании незаконным решения администрации Советского района Волгограда и понуждении согласовать произведенную перепланировку жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района Волгограда Жирковой А.А.
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 24 декабря 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Заявление Корчагиной Т.И. о признании незаконным решения администрации Советского района и понуждении согласовать произведенную перепланировку жилого помещения - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Советского района Волгограда от 19.11.2012 года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры "адрес" в перепланированном состоянии.
Обязать Администрацию Советского района г. Волгограда согласовать произведенную перепланировку жилого помещения - квартиры "адрес" с измененными техническими параметрами:
- демонтаж-монтаж перегородок между коридором поз.1, санузлом поз.2, кухней поз.3, жилой поз.4, жилой поз.5, проходной поз.6 и шкафом поз.6а с образованием новых площадей коридора поз.1, шкафа поз.1а, санузла поз.2, кухни-столовой поз.3, жилой поз.4, проходной поз.5 и шкафа поз.5а;
- демонтаж шкафа поз.7а в жилой поз.7;
- изменение статуса квартиры. Квартира переходит из разряда трехкомнатных в разряд двухкомнатных.
Общая площадь жилого помещения - 56,8 кв.м., жилая - 25,1 кв.м.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав представителя администрации Советского района Волгограда Ермолову О.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя заявителя Корчагиной Т.И. Коростелеву В.Б., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Корчагина Т.И. обратилась в суд с заявлением о признании решения администрации Советского района Волгограда об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным, возложении обязанности согласовать перепланировку.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В целях благоустройства квартиры она самовольно произвела ее перепланировку. После чего, оформив все необходимые документы, обратилась в администрацию Советского района Волгограда с заявлением о сохранении самовольно выполненных работ по перепланировке. Решением администрации района от 19 ноября 2012 года ей отказано в согласовании произведенной перепланировки, в виду отсутствия полномочий по сохранению самовольно выполненной перепланировки жилых помещений.
Просила признать решение администрации Советского района Волгограда незаконным и обязать согласовать произведенную перепланировку.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района Волгограда Жиркова А.А., оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения предоставляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденнойПравительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченным наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Исходя из пунктов 2.1, 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений ", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 12 сентября 2012 года N 2700, администрации районов Волгограда являются территориальными структурными подразделениями администрации Волгограда, непосредственно предоставляющими муниципальную услугу "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений".
В пункте 2.2. "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда ... ", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540, установлено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения поформе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения":
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения (далее - проект). В случае если переустройство и (или) перепланировка связаны с устройством и демонтажем встроенной мебели, кладовых, возведением некапитальных перегородок, закрытием арочных и дверных проемов, установкой входных дверей и другими случаями, не затрагивающими конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения, при наличии заключения о надежности и безопасности помещения, выданного лицензированной организацией, либо акта о надежности и безопасности помещения, выданного районными бюро технической инвентаризации, имеющими в своем составе соответствующих специалистов, проект может не представляться;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого, реконструируемого жилого помещения;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, реконструкции, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Вместе с тем, положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч.2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Как следует из разъяснений, приведённых в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, утверждённых Президиумом Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Верховный Суд РФ также указал, что в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Корчагина Т.И. является собственником квартиры "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном помещении в целях благоустройства была произведена перепланировка, которая заключалась в следующем:
- демонтаж-монтаж перегородок между коридором поз.1, санузлом поз.2, кухней поз.3, жилой поз.4, жилой поз.5, проходной поз.6 и шкафом поз.6а с образованием новых площадей коридора поз.1, шкафа поз.1а, санузла поз.2, кухни-столовой поз.3, жилой поз.4, проходной поз.5 и шкафа поз.5а;
- демонтаж шкафа поз.7а в жилой поз.7;
- изменение статуса квартиры. Квартира переходит из разряда трехкомнатных в разряд двухкомнатных.
В результате перепланировки квартиры ее площадь изменилась, общая площадь до перепланировки - 55,5 кв.м., после перепланировки - 56,8 кв.м.; жилая площадь до перепланировки - 39,7 кв.м., после перепланировки - 25,1 кв.м.
Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций квартиры, расположенной по адресу: "адрес", выполненному лицензированной организацией ООО " " ... "", состояние строительных конструкций указанной квартиры классифицируется как работоспособное. В результате выполненной перепланировки квартира переходит из разряда трехкомнатных в разряд двухкомнатных. Выполненная перепланировка квартиры не оказала отрицательного влияния на несущие конструкции здания, не снизила несущую способность конструкций здания и не угрожает жизни и здоровью людей.
Представитель Корчагиной Т.И. обратилась в Администрацию Советского района Волгограда с заявлением о сохранении самовольно выполненных работ по перепланировке.
Решением администрации Советского района Волгограда от 19 ноября 2012 года в сохранении перепланировки было отказано, в виду отсутствия полномочий по сохранению самовольно выполненной перепланировки жилых помещений.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Учитывая изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав отказ администрации незаконным и обязав администрацию Советского района Волгограда согласовать произведенную перепланировку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Советского района не наделена полномочиями по согласованию перепланировки и, отказывая в ее согласовании, действовала в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 27 ЖК РФ установлены случаи, в которых допускается отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Согласно части 2 указанной статьи решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из пункта 3.1. "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда ... ", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540 следует, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения допускается в случае:
непредставления документов, указанных в пункте 2.2 раздела 2 настоящего порядка;
представления документов в ненадлежащий орган;
несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации.
Пункт 3.2. "Временного порядка ... " предусматривает, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 3.1 настоящего раздела.
При этом решение администрации Советского района Волгограда от 19 ноября 2012 года об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оснований отказа, предусмотренных частью 1 статьи 27 ЖК РФ и предусмотренных пунктом 3.1 "Временного порядка ... ", не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которые оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия, руководствуясь вышеприведёнными разъяснениями Верховного Суда РФ, считает необходимым внести в него изменения, дополнив резолютивную часть решения указанием на то, что решение Советского районного суда г. Волгограда от 24 декабря 2012 года является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учёт недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Волгограда от 24 декабря 2012 года изменить.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на то, что настоящее решение является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В остальной части решение Советского районного суда г. Волгограда от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Советского района г. Волгограда Жирковой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.