Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Гантимурова И.А.
судей Олейниковой В.В., Яковлева Д.М.
при секретаре Сиренко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.З.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе Волгограда о признании решения об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным,
по апелляционной жалобе С.З.А.
на решение Дзержинского районного суда Волгограда от 13 декабря 2012 года, которым в иске С.З.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав С.З.А., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
С.З.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе Волгограда о признании незаконным в части решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дзержинскому району Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии (с уменьшением пенсионного возраста на 3 года), руководствуясь пунктом 8 статьи 13 и статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N12441-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 года) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 8 лет и 2 месяца она проходила воинскую службу в войсковой части 15550 и постоянно проживала без регистрации в п/о Бобровичи, Калинковичского района, Гомельской области, Белорусской ССР, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дзержинскому району Волгограда об отказе в установлении пенсии N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости как лицу, проживавшему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по причине "отсутствия 8 лет проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом" со ссылкой на то, что нормы статьи 34 N 12441-ФЗ от 15 мая 1991 года которые предоставляют право на пенсию с уменьшением пенсионного возраста только гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, и не распространяются на военнослужащих, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанным в пункте 12 части 1 статьи 13.
Считала указанное решение незаконным, просила признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Дзержинскому району Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и включить период ее проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в п/о Бобровичи, Калинковичского района, Гомельской области, Белорусской ССР (Республики Беларусь) в период проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, требуемый для возникновения права на досрочную пенсию (три года); обязать ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Дзержинскому району Волгограда назначить ей досрочную пенсию по пункта 8 статьи 13 и статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N12441-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ее первичного обращения в Пенсионный фонд.
Суд постановил указанное выше решение.
Определением Дзержинского районного суда Волгограда от 22 января 2013 года устранены описки в описательной части решения суда.
В апелляционной жалобе истец С.З.А., оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П). Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать различные пенсионные системы исходя из специфики осуществляемой гражданами трудовой или служебной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, военнослужащие при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
При рассмотрении дела судом установлено, что С.З.А. проходила действительную военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части 15550, которая в соответствии с архивной справкой дислоцировалась в д.Бобровичи Калинковичского района Гомельской области Республики Беларусь.
В соответствии со справкой сельского Исполнительного комитета Гомельская область Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по 2002 год относился к зоне проживания с периодическим радиоционным контролем (территория с плотностью загрязнения почв Цезием - 137 от 1 до 5 кюри на км.кв.).
После увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ истец проживала как гражданское лицо по 1994 года на территории с льготным социально-экономическим статусом.
ДД.ММ.ГГГГ С.З.А. обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда по Дзержинскому району Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по пункту 8 статьи 13, статьи 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС".
Решением ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ С.З.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, проживавшему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, отказано по причине отсутствия 8 лет проживания в указанной зоне, поскольку период службы в войсковой части 15550 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть отнесен к периоду постоянного проживания (работе) на территории указанной зоны, поскольку нормы указанных статей не распространяются на военнослужащих, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанных в пункте 12 части 1 статьи 13 указанного Закона.
Также оспариваемым решением истцу разъяснена возможность реализовать право на досрочную пенсию по старости по достижении возраста 53 лет, поскольку период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 2 месяца) засчитан в стаж истца по пункту 8 статьи 13 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем пенсионный возраст снижен на 2 года.
Указанные обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются показаниями свидетелей и материалами дела.
Отказывая в удовлетворении исковых требований С.З.А., суд первой инстанции, руководствуясь требованиями пункта 8 статьи 13, статьей 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ввиду того, что лица, проходившие военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, отдельно не поименованы в законе, в связи с чем период службы С.З.А. в войсковой части 15550 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 5 месяцев 17 дней) не может быть засчитан в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
Судебная коллегия полагает выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со статьей 13 данного Закона; продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др.
Законодатель в статье 13 Федерального закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определил исчерпывающий перечень граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, который расширительному толкованию не подлежит и разграничил следующие категории:
- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 7, 8 ч. 1 ст. 13),
- военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 12 ч. 1 ст. 13).
Согласно статье 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года, гражданам, указанным в пункте 1 части 8 статьи 13 данного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Статья 28.1 указанного Закона определяет общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Гражданам, указанным в статье 13 указанного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Истец С.З.А. как военнослужащий, проходившая службу на территории в зоне с льготным социально-экономическим статусом, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в пункте 12 части 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и не подпадает под регулирование пенсионного обеспечения граждан, предусмотренных статьями 30 - 37 данного Закона.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что судом допущены нарушения норм материального права, поскольку они основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства применительно к конкретным установленным судом обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Волгограда от 13 декабря 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу С.З.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.