Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей: Кравцовой Е.В., Серышевой Н.И.
при секретаре Маренковой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоновича С.Ю. к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа-город Волжский Волгоградской области
по апелляционной жалобе администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, апелляционной жалобе представителя Леоновича С.Ю. - Бодрова Е.А.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 31 января 2013 года, которым исковые требования Леоновича С.Ю. удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, выразившиеся в не предоставлении Леоновичу С.Ю. как ветерану боевых действий земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.
На администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области возложена обязанность предоставить Леоновичу С.Ю. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме этого с Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области в пользу Леонович С.Ю. взысканы расходы по оплате услуг представителя в сумме " ... ", расходы по оплате госпошлины в сумме " ... ", а всего " ... ". В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходов Леоновичу С.Ю. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя Леоновича С.Ю. - Бодрова Е.А., действующего на основании доверенности, поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы и возражавшего по доводам жалобы администрации городского округа-город Волжский, а также представителя администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области по доверенности Вахрушеву Е.С., поддержавшую доводы своей жалобы и возражавшей по доводам жалобы представителя Леоновича С.Ю.-Бодрова Е.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Леонович С.Ю. обратился в суд с иском к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа-город Волжский Волгоградской области.
В обоснование заявленных требований указал, что он, являясь ветераном боевых действий, неоднократно в 2011 и 2012 годах обращался в администрацию городского округа - город Волжский с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории города. Письмом от 26 декабря 2011 года ему было сообщено, что администрацией городского округа - г.Волжский принято Городское Положение "О внесении изменений в Городское Положение от 15.10.2009г. N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский". В Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в пос.Краснооктябрьский и пос.Уральский, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства. В настоящее время проводится подготовка документации по планировке указанных выше территорий, после чего будет осуществляться предоставление земельных участков на территории городского округа - город Волжский для ведения личного подсобного хозяйства, и определен необходимый перечень предоставляемых документов. Письмом от 07 декабря 2012 года N 07-04/12898 ему было отказано в предоставлении земельного участка с указанием о том, что Городское Положение N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский" предусматривает размещение приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в поселке Краснооктябрьский и поселке Уральский. Постановлением администрации городского округа - город Волжский от 13.03.2012г. N 1465 утвержден проект планировки с проектом межевания территории поселка Уральский. Администрацией проводятся мероприятия по присвоению наименований улиц и адресов земельным участкам для их дальнейшего формирования и постановки на государственный и кадастровый учет, а также утверждается документация по проекту планировки и межеванию территории микрорайона 1 поселка Краснооктябрьский. Также сообщено, что он включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа - город Волжский.
Считает указанные отказы незаконными, нарушающим его права, как ветерана боевых действий, и создающим препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты, в связи с чем, с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, выразившееся в не предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области как ветерану боевых действий, обязать ответчика устранить нарушение его законных прав путем предоставления ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области как ветерану боевых действий в течение 2-х месяцев после вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с ответчика понесенные им расходы на оплату услуг представителя в размере " ... ", расходы по оплате госпошлины в сумме " ... ".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа-город Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований Леоновичу С.Ю. отказать.
Представитель Леоновича С.Ю. - Бодров Е.А. оспаривает законность и обоснованность решения суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя, просит решение суда в указанной части отменить и принять новое решение, которым требования Леоновича С.Ю. о взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворить в полном объеме.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В Преамбуле ФЗ РФ "О ветеранах" указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В силу ст.9 указанного закона реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.1 Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно" ветеранам боевых действий для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений предоставляются земельные участки в собственность бесплатно.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17 июля 2002 года N 58/20 утверждено Городское положение "О порядке использования земель на территории города Волжского", которым подтверждено право ветеранов боевых действий на бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Этим же Положением запрещен отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Кроме этого, Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 июля 2005 года N 142/5 "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории города Волжского" на территории города Волжского установлен максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства - 0,25га.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что житель города Волжского Волгоградской области Леонович С.Ю., является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии N " ... ", выданным " ... " 2011 года " ... ".
В 2011 - 2012 годах Леонович С.Ю. обращался в администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории города Волжского Волгоградской области.
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области письмом N " ... " от 07 декабря 2012 года отказала Леоновичу С.Ю. в удовлетворении его заявления, указав на невозможность предоставления земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа - город Волжский на том основании, что Городское Положение N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский" предусматривает размещение приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в поселке Краснооктябрьский и поселке Уральский. Постановлением администрации городского округа - город Волжский от 13.03.2012 года N 1465 утвержден проект планировки с проектом межевания территории поселка Уральский. Администрацией проводятся мероприятия по присвоению наименований улиц и адресов земельным участкам для их дальнейшего формирования и постановки на государственный и кадастровый учет, а также утверждается документация по проекту планировки и межеванию территории микрорайона 1 поселка Краснооктябрьский. Также сообщено, что он включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа - город Волжский.
Аналогичный отказ был получен истцом в письме N " ... " от 26.12.2011 года, в котором указано, что администрацией городского округа - г.Волжский принято Городское Положение "О внесении изменений в Городское Положение от 15.10.2009 года N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский". В Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в пос.Краснооктябрьский и пос.Уральский, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства. В настоящее время проводится подготовка документации по планировке указанных выше территорий, после чего будет осуществляться предоставление земельных участков на территории городского округа - город Волжский для ведения личного подсобного хозяйства, и определен необходимый перечень предоставляемых документов.
Из положений ст. 4 ФЗ РФ "О личном подсобном хозяйстве" следует, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
Из Городского Положения "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (Основные положения территориального планирования)" от 5 декабря 2007 года следует, что на территории городского округа-город Волжский Волгоградской области имеются в наличии земли под жилые зоны, под садоводческие и дачные кооперативы, под зоны сельскохозяйственного использования, под иные зоны (неиспользуемые территории).
Как следует из письменных отказов истцу в предоставлении земельного участка, вопрос о наличии свободных земельных участков администрацией городского округа - г.Волжский не обсуждался, а основанием для отказа в удовлетворении заявлений истца послужило отсутствие документации по планировке новой градостроительной зоны для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство.
Вместе с тем как следует из положений ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признает земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. Земельный Кодекс Российской Федерации выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.
Однако понятие "земли населенных пунктов" непосредственно связано с понятием "поселение".
Исходя из ст. 2 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Закреплено также понятие "административный центр сельского поселения, муниципального района". Это - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
В силу положений ст.11 названного Закона территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Правовой режим земель населенных пунктов в соответствии с земельным законодательством также имеет ряд особенностей. В состав земель населенных пунктов включаются земли, а точнее говоря, территориальные зоны, которые используются в самых разнообразных целях: для застройки, размещения промышленных, транспортных и иных объектов. На них могут находиться особо охраняемые территории. Земли населенных пунктов могут использоваться для ведения сельского хозяйства и др. Правовой режим таких территориальных зон аналогичен режиму соответствующих категорий земель. Однако эти зоны (земли) имеют особое функциональное назначение - они используются для обеспечения развития поселений и в отношении их действует правовой режим земель населенных пунктов.
Именно на это и указывается в ст.4 ФЗ РФ "О личном подсобном хозяйстве", разрешающей выделение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов и называющей данный земельный участок приусадебным земельным участком.
Кроме того, при разрешении данного спора, судом обоснованно принято во внимание положение ст. 28 ЗК РФ, которой не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, судом правильно установлено, что на территории городского округа-города Волжского имеются земли жилых зон, зоны садоводческих и дачных кооперативов, зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны неиспользуемых территорий.
При таких данных, с учетом приведенных выше норм права, учитывая, что Леонович С.Ю. обладает правом на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а на территории города Волжского имеются земли жилых зон, зон садоводческих и дачных кооперативов, зоны неиспользуемых территорий, на которых могут быть предоставлены земельные участки, отвечающие целям их использования, предусмотренным Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", суд пришел к обоснованному выводу, что бездействие администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в предоставлении Леоновичу С.Ю. земельного участка является незаконным и возложил на ответчика обязанность предоставить Леонович С.Ю. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно.
Разрешая требования истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции исходил из конкретных обстоятельств дела, предмета спора, времени, затраченного представителем истца на защиту его прав и законных интересов, а также юридического вклада и объема участия представителя в судебном разбирательстве. В соответствии с положениями ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд правильно определил размер расходов на оплату услуг представителя в размере " ... ".
Вывод суда о размере подлежащей взысканию суммы расходов на представителя мотивирован в решении и оснований для его изменения не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы жалобы администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о невозможности предоставления земельного участка несостоятельны к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ответ администрации не является отказом в предоставлении истцу в собственность бесплатно земельного участка и со стороны администрации отсутствует незаконное бездействие, является несостоятельным и противоречит положениям ст. 34 ЗК РФ.
Поскольку из писем администрации г. Волжского от 26.12.2011 года и 07.12.2012 года и материалов дела не следует, что после обращения истца ответчиком в месячный срок была утверждена и выдана заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, суд обоснованно пришел к выводу о том, бездействие
администрации в предоставлении истцу земельного участка в собственность бесплатно, является незаконным.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, а также сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки со стороны суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 31 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области и представителя Леоновича С.Ю. - Бодрова Е.А. - без удовлетворения.
председательствующий судья
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.