Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.
судей: Куратовой Л.В., Веркошанской Т.А.
при секретаре Давидян С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Волгоградской области
на решение Центрального районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено исковые требования фио к Военному комиссариату Волгоградской области о перерасчете пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии удовлетворить,
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куратовой Л.В., объяснения представителя Военного комиссариата Волгоградской области, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя фио - фио, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к Военному комиссариату Волгоградской области о перерасчете пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что является пенсионером в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих. С ДД.ММ.ГГГГ размер его пенсии был изменен, в связи с чем он обратился в Военный комиссариат Волгоградской области за разъяснением порядка пересмотра пенсии. Из ответа военного комиссара ему стало известно, что расчет пенсии произведен с учетом изменений в законодательстве, в результате чего увеличился оклад по воинскому званию, но уменьшилась процентная надбавка за выслугу лет. Истец считает расчет пенсии необоснованным и незаконным, нарушающим его конституционные права, поскольку для расчета пенсии процентная надбавка за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ должна применяться в размере " ... "%.
После уточнения исковых требований просил признать незаконным действия Военного комиссариата Волгоградской области по начислению ему с ДД.ММ.ГГГГ процентной надбавки за выслугу лет в размере " ... "% при начислении пенсии. Просил обязать Военный комиссариат Волгоградской области произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере " ... "% от оклада денежного содержания, выплатить в его пользу недополученную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать в его пользу с Военного комиссариата Волгоградской области недоплаченную пенсию в размере " ... " копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать в его пользу с Военного комиссариата Волгоградской области судебные расходы при оплате нотариального тарифа при оформлении доверенности в размере " ... " рублей, сумму по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере " ... " рублей.
Суд постановил решение, которым признал незаконными действия Военного комиссариата Волгоградской области по начислению фио с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере " ... "%; обязал Военный комиссариат Волгоградской области произвести перерасчет ранее начисленной фио пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, исходя из ежемесячного начисления процентной надбавки за выслугу лет к окладам по воинской должности и воинскому званию в размере " ... "%, обязав выплатить в его пользу за указанный период недополученную сумму " ... " копейки; взыскал с военного комиссариата Волгоградской области в пользу фио расходы на оплату услуг представителя в размере " ... " рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей, расходы по оплате нотариального тарифа при оформлении доверенности в размере " ... " рублей.
Не согласившись с постановленным судом решением, Военный комиссариат Волгоградской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда города Волгограда от 16 января 2013 года отменить и принять по делу новое решение об оставлении без удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" N 2202-1 от 17 января 1992 года пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Статьей 49 названного Федерального закона установлено, что на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), медицинское обеспечение и другие виды обеспечения военнослужащих.
Согласно пункта 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, военнослужащим исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы, за сложность, напряженность и высокие достижения в службе, процентных надбавок за ученую степень, ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", премий по итогам службы за квартал и год, других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Доплата за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу и доплате за классный чин прокурорского работника в размерах: свыше 20 лет - 70%.
Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст.1) внесены изменения в абзац 18 пункта 1 ст.44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающий доплату за выслугу лет в процентном отношении и доплате за классный чин прокурорского работника в размере: свыше 20 лет - 70 %.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, он вступает в силу с 01 января 2012 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки их вступления в силу. С января 2012 года и до 1 января 2013 года в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами, положения абзаца третьего пункта 8 статьи 2, статей 12 и 14, абзаца 1 пункта 4 и абзаца первого пункта 5 статьи 16, абзаца второго пункта 6 статьи 19, пунктов 1,1.1 и 2 статьи 20 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" применяются без учета, изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (ст.2) предусмотрено понятие денежного довольствия военнослужащих, в том числе ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 40% при выслуге 25 лет и более.
Однако в соответствии со ст.7 вышеуказанного Федерального закона N 30- ФЗ, данный Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2012 года, а положения статьей 1,2, частей 1-7 статьи 3, статей 4 и 6 в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами, применяются с 1 января 2013 года.
Согласно дополнениям, внесенным в пункт 2 и в пункт 1 статьи 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (редакция от 8 ноября 2011 года), на пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и членов их семей не распространяется ограничение, установленное статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому с 1 января 2012 года при исчислении пенсии военным пенсионерам денежное довольствие учитывается в размере 54 % и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 % до достижения 100% его размера.
Как следует из материалов дела, фио проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен в запас с должности военного прокурора Урюпинского гарнизона в звании полковника юстиции, что подтверждается военным билетом.
С ДД.ММ.ГГГГ фио назначена пенсия за выслугу " ... " в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Согласно ответам военного комиссара Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на обращения фио, при расчете пенсии учитывался размер должностного оклада (оклада по должности), оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. В результате перерасчета размер пенсии заявителя увеличился с ДД.ММ.ГГГГ с " ... " рублей " ... " копеек до " ... " рублей " ... " копеек, при этом процентная набавка за выслугу лет до ДД.ММ.ГГГГ составляла " ... "%, с января - " ... "%.
Вместе с тем, как верно указано в решении суда первой инстанции, с принятием Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-Ф3 положения ст. 44 п.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О прокуратуре Российской Федерации", устанавливающей доплату за выслугу лет в размере " ... ", не изменились.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований у Военного комиссариата Волгоградской области к применению с ДД.ММ.ГГГГ подпункта 6 пункта 13 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ, для определения ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры, и правомерно удовлетворил исковые требования фио, обосновано установив, что действия военного комиссариата Волгоградской области по установлению фио с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере " ... "%, являются незаконными.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, руководствуясь статьями 88, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно взыскал с ответчика государственную пошлину, уплаченную истцом при подаче иска в размере " ... " рублей, а так же расходы по оплате нотариального тарифа при оформлении доверенности в размере " ... " рублей.
Также, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обосновано взыскал с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя с учетом требований разумности и справедливости в размере " ... " рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что фио является пенсионером Министерства обороны РФ, поэтому на него распространяются законы, регулирующие порядок начисления пенсии военным пенсионерам, согласно которым изменена процентная надбавка за выслугу лет, не может быть принят во внимание, поскольку основан на ином, неправильном толковании подателем жалобы норм материального права, примененных судом при разрешении спора.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что общий размер пенсии начисленной и выплачиваемой фио, с ДД.ММ.ГГГГ увеличился, в связи с чем его положение не ухудшилось и права не нарушены, также не может служить основанием к отмене судебного постановления, поскольку не имеет правового значения для существа рассматриваемого дела.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы выводы суда и могли явиться основанием к отмене оспариваемого судебного постановления.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда Волгограда от 16 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.