Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Соколовой М.В.,
судей Вершининой О.Ю., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре
Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шаховского Р.В, на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 27 февраля 2013 года, которым заявление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении Шаховского Р.В,, "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес" удовлетворено.
Установлен в отношении Шаховского Р.В, административный надзор на срок погашения судимости, то есть до "ДАТА".
Срок административного надзора исчислен со дня постановки Шаховского Р.В, на учет в орган внутренних дел по месту жительства.
Установлены в отношении Шаховского Р.В, следующие административные ограничения в виде:
- явки три раза в месяц для прохождения регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания;
- запрещено пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Шаховского Р.В. в ночное время суток;
- запрещен выезд за пределы "адрес" без разрешения органа внутренних дел;
- запрещено посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... от "ДАТА" (с учетом определения судебной коллегии по уголовным делам ... от "ДАТА") Шаховский Р.В. осужден по ... Уголовного кодекса Российской Федерации к ...
С "ДАТА" осужденный Шаховский Р.В. отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области).
"ДАТА" ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
В обоснование требований указало, что совершенное Шаховским Р.В. преступление относится к категории тяжких. В действиях Шаховского Р.В. приговором суда установлен особо опасный рецидив преступлений. За время пребывания в исправительном учреждении зарекомендовал себя следующим образом: по прибытии в учреждение был трудоустроен в цех гофрокартона. В настоящее время работает на швейном производстве в качестве швеи-моториста. За весь период отбывания наказания имел 3 взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, которые в настоящее время погашены. Также один раз поощрялся за труд и примерное поведение. Принадлежит к группе осужденных положительной направленности. С представителями администрации вежлив, спокоен, взаимоотношения в коллективе осужденных строит на бесконфликтной основе, мероприятия воспитательного характера посещает эпизодически, делает для себя правильные выводы. На профилактическом учете не состоит. Социально-полезные связи утрачены.
Шаховский Р.В. является лицом, в отношении которого в силу закона должен быть установлен административный надзор.
Просило установить в отношении Шаховского Р.В. административный надзор на срок погашения судимости до "ДАТА", установить ограничения: обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 3 раза в месяц, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Шаховского Р.В. в ночное время суток; запрещение выезда за пределы "адрес"; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Серышов А.Н. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.
Заинтересованное лицо Шаховский Р.В. с требованиями согласился.
Участвующий в деле помощник Сокольского межрайонного прокурора Соколов А.А. считал заявленные требования обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в целях реализации Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы".
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Шаховский Р.В. просит уменьшить срок установленного судом административного надзора и сократить количество обязательных явок в орган внутренних дел, учитывая его положительные характеристики.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Сокольского межрайонного прокурора, участвующий в деле, Соколов А.А. и ФКУ ИК-4 УФСИН России по "адрес" просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела, Шаховский Р.В. отбывал наказание по приговору "адрес" от "ДАТА" за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации в виде ...
"ДАТА" вновь осужден за совершение тяжкого преступления к 4 годам лишения свободы, в его действиях имеется особо опасный рецидив преступлений, что установлено кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Новгородского областного суда от "ДАТА".
"ДАТА" Шаховский Р.В. освобождён из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по отбытию срока наказания.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 2, 4, 5 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Шаховский Р.В. был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Шаховского Р.В. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор сроком на 6 лет, определив ему административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в дни, установленные ОМВД, являться в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток; запрещения выезда за пределы "адрес" без разрешения органа внутренних дел; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
При этом суд правомерно исходил из того, что Шаховский Р.В. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (особо опасный рецидив преступлений).
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Шаховского Р.В. данные.
Довод Шаховского Р.В. о том, что установлением административного надзора ухудшается его положение, является не состоятельным, поскольку установление административного надзора не ухудшает его положения, а устанавливает контроль за его поведением после отбытия наказания, по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 27 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаховского Р.В, - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Соколова
Судьи:
О.Ю. Вершинина
Н.Э. Чернышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.