Судья Вологодского областного суда Мальцева Е.Г. при секретаре Груздевой Г.К., рассмотрев жалобу Ложкина Е.П. на решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 06.02.2013, которым постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора о назначении административного наказания по делу N ... в отношении Ложкина Е.П. оставлено без изменения, жалоба Ложкина Е.П. на указанное постановление - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора (далее - УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) Е.В.Е. N ... от 03.12.2012 генеральный директор общества с ограниченной ответственностью " ... " (далее ООО - " ... ") Ложкин Е.П. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Ложкин Е.П. обратился в суд с жалобой, просил постановление должностного лица отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указал, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р работа водителя автобуса с возложением на него обязанностей по транспортной безопасности в перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, не входит; отсутствуют программы и порядок обучения водителей.
В судебном заседании Ложкин Е.П. доводы жалобы поддержал.
Представители УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора по доверенности Г.Ю.Н. и Е.В.Е. с жалобой не согласились, указав, что Ложкин Е.П., являясь генеральным директором ООО " ... ", был обязан потребовать от сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, к которым в соответствии с пунктом 5.6.9. Требований относятся лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, предоставления документов, подтверждающих отсутствие ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". На официальном сайте Росавтодора размещена информация по образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования, осуществляющим подготовку специалистов автомобильно-дорожного профиля (в разделе Транспортная безопасность/Подготовка кадров). В частности, на сайте Института повышения квалификации и переподготовки кадров транспортно-дорожного комплекса ИПК МАДИ в разделе "транспортная безопасность" указаны все необходимые программы.
Судом постановлено приведенное решение.
В жалобе Ложкин Е.П. ставит вопрос об отмене решения судьи по мотиву его незаконности и необоснованности.
В возражениях представитель УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора по доверенности Г.Ю.Н. просит решение оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления должностного лица.
Проверив административный материал, изучив доводы жалобы, заслушав Ложкина Е.П., его защитников Баранова В.Л., Курзаева И.А., прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора проведена плановая выездная проверка контроля (надзора) за деятельностью ООО " ... " по обеспечению транспортной безопасности, расположенного по адресу: "адрес".
При проведении проверки было установлено, что Ложкин Е.П., являясь должностным лицом ООО " ... ", не исполняет обязательные требования по обеспечению транспортной безопасности.
В нарушение пункта 5.10. части 2 Требований сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности (лица, ответственные в соответствии с приказами от "ДАТА" N ... и от "ДАТА" N ... за обеспечение транспортной безопасности по обеспечению транспортной безопасности ООО " ... " и на транспортных средствах) Ложкин Е.П., К.Н.А., Е.Г.С., П.М.А., С.В.В., К.Л.В., Д.С.К., Л.В.Н., С.П.П., Ф.Р.В., К.К.В., М.М.М., К.А.А., В.А.В., Ш.В.В., О.М.В., М.Н.Н., П.Б.А., К.А.А.) не проверены на предмет выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений (отсутствуют подтверждающие документы).
Не осуществлена специальная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах) Ложкина Е.П., К.Н.А., Е.Г.С., П.М.А., С.В.В., К.Л.В., Д.С.К., Л.В.Н., С.П.П., Ф.Р.В., К.К.В., М.М.М., К.А.А., В.А.В., Ш.В.В., О.М.В., М.Н.Н., П.Б.А., К.А.А. в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (пункт 5.12. части 2 Требований).
Привлекая Ложкина Е.П. к административной ответственности, должностное лицо пришло к выводу о доказанности факта правонарушения, с чем согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, нарушение которых составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения, содержатся в Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ), а также - применительно к различным видам транспорта - в транспортных кодексах и приказах Минтранса России. Правонарушение может совершаться как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.
Согласно подпункту 10 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 9 части 1 Федерального закона N 16-ФЗ к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 5.10 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 10 Закона N 16-ФЗ перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р и включает в себя следующие виды работ:
1. Аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности.
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
4. Осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.
5. Разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
6. Формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
Из положений статьи 10 Закона N16-ФЗ и изданного в соответствии с данной статьей распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р следует, что ограничения, установленные статьей 10 Закона N 16-ФЗ, распространяются не на любых сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, а исключительно на лиц, трудовая деятельность которых подпадает под виды работ, указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р.
В соответствии с пунктом 5.6.9 раздела II Требований к силам обеспечения транспортной безопасности отнесены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности.
Несмотря на тот факт, что водители автобусов ООО " ... " назначены ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств, они не являются сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В соответствии с приказом ООО " ... " от "ДАТА" N ... ответственным за обеспечение транспортной безопасности ООО " ... " назначен генеральный директор Ложкин Е.П.
При рассмотрении дел в Вологодском областном суде установлено, что в отношении Ложкина Е.П. отсутствуют ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона N16-ФЗ.
В соответствии с договором от "ДАТА" К.И.А. оказывает ООО " ... " услуги по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, имеет специальную подготовку, его квалификация подтверждена необходимыми документами.
Согласно удостоверению N ... К.И.А, прошел краткосрочное обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров транспортно-дорожного комплекса ИПК МАДИ (ГТУ) с "ДАТА" по "ДАТА" по курсу "Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства".
Вменяя Ложкину Е.П. неисполнение пункта 5.12. части 2 Требований, должностным лицом не конкретизированы требования по специальной профессиональной подготовке, повышении квалификации, переподготовке сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого постановления, сославшись на то, что приказом генерального директора ООО " ... " определен состав лиц, ответственных за транспортную безопасность, включение в него водителей не противоречит законодательству.
С таким выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, пункта 5.10 Требований проведение проверки на предмет ограничений при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, необходимо только в отношении лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р "Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности".
Однако оспариваемое постановление не содержит указание на виды работ, которые выполняются водителями автобусов из числа перечня, утвержденного указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, не приведены основания, подтверждающие объективную сторону вменяемого правонарушения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.3 части 2 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить на каждом транспортном средстве лицо, занимающее должность на транспортном средстве, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства.
Пунктом 5.6.4 части 2 Требований на субъекта транспортной инфраструктуры возложена обязанность разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, в том числе номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.
Материалы дела не содержат доказательств того, что водители автобусов, назначенные ответственными лицами за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, включены в номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в соответствии с требованиями пункта 5.6.4 части 2 Требований.
В связи с чем вывод о том, что водители автобусов являются сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности, противоречит указанным нормативно-правовым актам.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии, совершенном генеральным директором " ... " Ложкиным Е.П., состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для привлечения этого должностного лица к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.
Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора о назначении административного наказания по делу N ... , решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 06.02.2013 не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
жалобу Ложкина Е.П. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора о назначении административного наказания по делу N ... , решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 06.02.2013 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ложкина Е.П. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Вологодского областного суда Е.Г. Мальцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.