Судья Вологодского областного суда Слепухин Л.М. при секретаре Другове Д.Н., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования Юровское Тюриковой А.В. на решение судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 04.12.2012, которым постановление заместителя главного государственного инспектора Грязовецкого района по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД по Грязовецкому району подполковника внутренней службы Кургина М.В. N ... от "ДАТА" о привлечении администрации муниципального образования Юровское Грязовецкого муниципального района к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере ... рублей оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
"ДАТА" в период с ... часов до ... часов, "ДАТА" в период с ... часов до ... часов и "ДАТА" в период с ... часов до ... часов ... минут заместителем начальника ОНД по Грязовецкому району УНД ГУ МЧС России по Вологодской области Кургиным М.В. проведена плановая выездная проверка администрации МО Юровское, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
- для работников администрации и в отношении каждого объекта не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О противопожарном режиме" N390 от 25.04.2012);
- работники администрации не обучены мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- в администрации не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- в администрации не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность (п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- в помещениях администрации (административных, общественных) отсутствуют таблички с номерами телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- не проводятся практические тренировки по эвакуации людей из здания администрации (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- не обеспечено выполнение требований, предусмотренных ст.6 Федерального закона "Об ограничении курения табака", а именно: не регламентировано курение на территории объектов администрации, нет знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, не обозначены знаками "Место для курения" (п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- в кабинете бухгалтерии административного здания в "адрес", не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно, в кабинете установлена перегородка из горючих материалов (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 4.3 СНиП "Пожарная безопасность зданий и сооружений" 21-01-97);
- план эвакуации в здании администрации "адрес", не соответствует ГОСТ Р 12.2 143 - 2002 (размеры плана, обозначения, шрифт);
- на территории МО Юровское не в полном объеме разработаны нормативно- правовые акты, регламентирующие организационно-правовые, финансовые и материально-технические вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности - не установлен порядок (план) привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также взаимодействия МО по привлечению сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на межселенных территориях, не заключены соглашения с расположенными на территории МО подразделениями противопожарной службы, службами жизнеобеспечения, правоохранительными органами о взаимодействии при тушении пожаров (ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности"; постановление Правительства Вологодской области от 10.04.2006 N342);
- не в полной мере проводится пропаганда в области пожарной безопасности, распространение пожарно-технических знаний - не проводится информирование населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности через средства массовой информации, распространение специальной литературы, не проводятся сходы граждан (ст.ст. 3, 19, 25 Федерального закона "О пожарной безопасности"; постановление Правительства Вологодской области от 10.04.2006 N342);
- не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах (ст. 19 Федерального закона "О противопожарной безопасности", постановление правительства Вологодской области от 10.04.2006 N342; п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- в населенных пунктах, расположенных в лесных массивах, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.) (ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности"; постановление Правительства Вологодской области от 10.04.2006 N342; п.п. 74, 79, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (отсутствуют или требуют ремонта искусственные пожарные водоисточники в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях). Отсутствует должный контроль за состоянием источников наружного водоснабжения (ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности"; постановление Правительства Вологодской области от 10.04.2006 N342; п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- пожарные водоемы та территории "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" не оборудованы площадкой размером не менее 12x12 метров для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 8 ст. 98 Федерального закона N123-Ф3 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- автодорога, расположенная в "адрес", находится в неудовлетворительном состоянии, эксплуатация её для проезда пожарной и другой специальной техники не возможна (п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- не ведется учет наличия периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения в специальном журнале и не на каждый огнетушитель (п. 478, глава XIX Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- огнетушители, установленные на объектах администрации, не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской (п. 475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- на этаже в здании администрации в "адрес" не размещены 2 ручных огнетушителя (п. 468 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- территория общего пользования сельских населенных пунктов МО Юровское не оснащена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности"; постановление Правительства Вологодской области от 10.04.2006 N342; п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- на территории сельских населенных пунктов МО Юровское отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п.п. 16, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- в здании администрации в "адрес" в центральном холле и в левом крыле здания отсутствует автоматическая противопожарная защита (АПС и СОУЭ) в соответствии с требованиями НПБ 104-03 и НПБ 110-03 (Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон N68-ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ст. 52 Федерального закона N 123-Ф3 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- на объектах отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Отсутствует годовой план-график выполнения ремонтных работ (п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- эвакуационные пути в здании администрации в "адрес" и "адрес" не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с ИБП 160-97 таблица 2 НПБ 160-97 ч. 1 п. 1.1 таблица 2 (п.33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- двери эвакуационного выхода открываются внутрь, не по направлению выхода из здания (п.34 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- ширина и высота дверей эвакуационного выхода не соответствует требованиям СНиП "Пожарная безопасность зданий и сооружений" 21-01-97, п. 6.16 (менее 1,9 м в высоту, менее 0,8 м в ширину);
- двери эвакуационного выхода забиты фанерой, отсутствует легко открывающийся запор (п. 33.35.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- в тамбуре эвакуационного выхода устроен склад (п.36-в Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- стены путей эвакуации отделаны горючими панелями в нарушение п. 6.25* СНиП "Пожарная безопасность зданий и сооружений" 21-01-97*;
- административное здание в "адрес" не оборудовано средствами автоматической противопожарной защиты (АПС и СОУЭ) в соответствии с требованиями НПБ 104-03 и НПБ 110-03 ( Федеральный закон N69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", Федеральный закон N68-ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ст. 52 Федерального закона N 123-Ф3 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- двери тамбура у эвакуационного выхода препятствуют свободному открыванию дверей эвакуационного выхода (п.34 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- на путях эвакуации стоит сейф, загромождающий пути эвакуации (п.36-б Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Грязовецкого района по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД по Грязовецкому району Кургина М.В. N ... от "ДАТА" администрация муниципального образования Юровское привлечена к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, глава администрации муниципального образования Юровское Тюрикова А.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление должностного лица отменить. Указала, что проверка проведена в нарушение действующего законодательства, так как информация о её проведении, которая должна быть указана в сводном плане проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не размещалась, следовательно, не была включена в ежегодный сводный план проверок. Кроме того, в документах главного государственного инспектора Грязовецкого района имеется ссылка на несуществующее распоряжение. В акте проверки N ... от "ДАТА" указано, что с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлена Глазова В.И. "ДАТА", тогда как с распоряжением была ознакомлена глава администрации МО Юровское Тюрикова А.В.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Юровское Байраковская Е.Л. жалобу поддержала, просила постановление должностного лица отменить и прекратить производство по делу.
Заместитель начальника ОНД по Грязовецкому району УНД ГУ МЧС России по Вологодской области Кургин М.В. в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, указывая на законность и обоснованность привлечения к административной ответственности. Пояснил, что работы, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, в муниципальном образовании Юровское не ведутся, имеют место грубые нарушения.
Судом принято приведенное решение.
В жалобе глава администрации муниципального образования Юровское Тюрикова А.В. ставит вопрос об отмене решения, приводя в обоснование прежние доводы. Также просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обжалования решения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснение представителей МО Юровское Глазовой В.И., Байраковской Е.Л., поддержавших жалобу, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу части 2 названной статьи в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Первоначально жалоба была подана 19.12.2012 представителем администрации муниципального образования Юровское Байраковской Е.Л., сведения о полномочиях которой на подачу жалобы отсутствовали. Определением судьи Вологодского областного суда от 31.01.2013 производство по жалобе было прекращено.
15.02.2013 с жалобой обратилась глава администрации муниципального образования Юровское Тюрикова А.В. Определением судьи Вологодского областного суда от 28.03.2013 жалоба возвращена в связи с пропуском установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации срока и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
Повторно жалоба главы администрации муниципального образования Юровское Тюриковой А.В. поступила 15 апреля 2013 года.
При таких обстоятельствах, учитывая уважительность причин пропуска указанного процессуального срока, он подлежит восстановлению.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности администрацией МО Юровское был выявлен ряд существенных нарушений пожарной безопасности.
Факт нарушений требований пожарной безопасности администрацией МО Юровское подтвержден протоколом об административном правонарушении, актом проверки, иными материалами, оцененными судьей в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
Судья при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица пришел к правильному выводу о наличии в действиях администрации МО Юровское составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 КоАП Российской Федерации могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Основания для признания совершенного юридическим лицом - администрацией МО Юровское административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Согласно статье 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Несоблюдение юридическим лицом требований законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности, по характеру деяния имеет высокую степень общественной опасности, поскольку представляет опасность для жизни и здоровья людей, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Исходя из целей и общих правил назначения наказания, учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства данного дела, совершенное администрацией МО Юровское административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Довод жалобы о том, что МО Юровское не было проинформировано о проведении проверки, является не обоснованным. Указанная проверка была включена в сводный план проверок. Информация о плане проверок федеральных органов исполнительной власти Вологодской области на 2012 год была размещена "ДАТА" на сайте Главного управления МЧС России по Вологодской области.
Данная проверка проводилась в соответствии с Приказом МЧС России N ... от "ДАТА" (в редакции Приказов МЧС России от "ДАТА" N ... , от "ДАТА" N ... , но не в рамках Федерального закона N294 от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В п.24 регламента предусмотрены проверки органов местного самоуправления по истечении пяти лет после последней плановой проверки. В связи с этим в 2011 году ОНД по Грязовецкому району была направлена информация в Управление НД о включении МО Юровское в план проверок на 2012 год.
Согласно части 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона N294 от 26.12.2008 положения настоящего закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При таких обстоятельствах, учитывая, правомерность привлечения к административной ответственности администрации МО Юровское, оснований к отмене или изменению судебного постановления не имеется.
При рассмотрении дела существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления и решения, не установлено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судьей определены правильно, выводы судьи соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства вины МО Юровское в совершении административного правонарушения представлены, нарушений или неправильного применения норм материального права не установлено, решение судьи следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
восстановить главе администрации муниципального образования Юровское Тюриковой А.В. срок для подачи жалобы на решение судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 04.12.2012.
Решение судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 04.12.2012 оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования Юровское Тюриковой А.В. - без удовлетворения.
Судья
Вологодского областного суда Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.