Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Шевчук Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Каплина Н.А. на решение Вологодского районного суда "адрес" от "ДАТА", которым Каплину Н.А. в удовлетворении заявления об оспаривании Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Подлесного сельского поселения, утверждённого решением ... сельского поселения от "ДАТА" N ... , возложении на ... сельского поселения обязанности устранить допущенные нарушения путём исключения из данного Положения п.п. 3 п. 2.2 отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда ... , объяснения представителя Каплина Н.А. по доверенности Власова А.Н., заключение прокурора прокуратуры "адрес" Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением ... сельского поселения "адрес" от "ДАТА" N ... утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Подлесного сельского поселения (далее - Положение).
В пункте 2.2 указанного Положения одним из оснований для назначения доплаты к пенсии за выслугу лет указано наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления, установленных Уставом ... сельского поселения и государственных органах "адрес" не менее 10 лет, из которых стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления ... сельского поселения должен составлять не менее 5 лет.
"ДАТА" Каплин Н.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормы данного Положения об установлении специального стажа, возложения на Совет Подлесного сельского поселения обязанности устранить допущенные нарушения путём исключения из Положения подпункт 3 пункта 2.2 части 2.
Требования мотивировал тем, что "ДАТА" он уволился с муниципальной должности - заместителя главы поселения по народно-хозяйственному комплексу администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района, по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по старости. Решениями комиссии администрации поселения по установлению стажа муниципальной службы от "ДАТА" N ... и от "ДАТА" N ... ему отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии на основании подпункта 3 пункта 2.2 части 2 Положения в связи с тем, что стаж его работы в администрации Подлесного сельского поселения составляет 4 года 5 месяцев 21 день. Полагал, что нарушено его право на получение дополнительных социальных гарантий в виде ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет. Оспариваемая норма Положения противоречит статье 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статье 5 Федерального закона "О муниципальной службе Российской Федерации", предусматривающих взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы путём зачёта стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.
В судебном заседании Каплин Н.А. и его представитель по устному ходатайству Власов А.Н. требования одержали по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица по доверенности Теплякова А.А., в судебном заседании пояснила, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку действующим федеральным законодательством сельским поселениям предоставлено право самостоятельно устанавливать правила назначения данной выплаты, финансирование которой осуществляется из средств поселения. Оспариваемым Положением дополнительные условия для назначения доплаты к пенсии за выслугу лет, необходимость наличия специального стажа, установлены правомерно. Разрешение данных вопросов уставом поселения отнесено к компетенции Совета поселения.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Каплин Н.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, не приводя новых доводов, ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Совета Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района "адрес" Беляев Н.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение судом принято в соответствие с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом следует учитывать, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет и др.) с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.
Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления также самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
Исходя из анализа вышеназванных норм материального права можно сделать вывод о том, что законодатель наделил органы местного самоуправления муниципального образования правом вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности муниципальной службы, дополнительного обеспечения к трудовым пенсиям, в том числе ежемесячных доплат к пенсиям, корректировать правила исчисления размера таких выплат, исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей муниципального образования. Иное означало бы умаление принципа самостоятельности бюджетов.
Как следует из пункта 6 статьи 34 изменений в Устав ... сельского поселения "адрес", утвержденного решением ... сельского поселения от "ДАТА" N ... , муниципальным служащим за счет бюджета сельского поселения гарантируется доплата к пенсии за выслугу лет и единовременное поощрение при выходе на пенсию. Размер и порядок назначения выплат, доплат к пенсии за выслугу лет и поощрения при выходе на пенсию, устанавливается решением Совета поселения.
Решением ... сельского поселения "адрес" от "ДАТА" N ... утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Подлесного сельского поселения.
Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления ... сельского поселения, утвержденного решением ... сельского поселения от "ДАТА" N ... , возложении на ... сельского поселения обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения из данного Положения подпункт 3 пункта 2.2, суд первой инстанции исходил из того, что сельское поселение имеет право самостоятельно устанавливать дополнительные социальные выплаты, производимые за счет бюджета поселения, в том числе устанавливать размер специального стажа, необходимый для назначения указанных выплат.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального не нарушены. Решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каплина Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: ...
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.