Судья Вологодского областного суда Мальцева Е.Г. при секретаре Михеевой Е.В., рассмотрев жалобу Рыдновой Н.К. на решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 24.12.2012, которым постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 11.10.2012 N ... о привлечении генерального директора общества с ограниченной ответственностью " ... " Рыдновой Н.К. к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Рыдновой Н.К. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды (по охране природы) Вологодской области В.Т.Е. от "ДАТА" N ... генеральный директор общества с ограниченной ответственностью " ... " (далее - ООО " ... ", Общество) Рыднова Н.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Рыднова Н.К. обратилась с жалобой в суд, просила постановление должностного лица отменить, считая его незаконным. В обоснование указала, что в ходе проведения проверки не установлено, что ООО " ... " занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства). Общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии. Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163. Указанный СанПиН распространяется на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами. Контроль (надзор) за соблюдением санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно действие нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяются на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов в целом).
В судебном заседании Рыднова Н.К. и ее защитник Рыднова А.В., действующая по доверенности, жалобу поддержали в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по доверенности В.Т.Е. с жалобой не согласилась. Суду пояснила, что ООО " ... " является хозяйствующим субъектом, в результате деятельности образуются отходы, которые временно накапливаются и далее размещаются на свалке ТБО г. Вологды.
Судом принято приведенное решение.
В жалобе Рыднова Н.К. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, считая их незаконными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Рыднову Н.К. и ее защитника Рыднову А.В., представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области В.Т.Е., прихожу к следующему.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу статьи 1 Закона об отходах производства под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. В свою очередь хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; а их захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Положения этого нормативного акта распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В силу пункта 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Как усматривается из материалов дела, "ДАТА" Департаментом городского хозяйства администрации г. Вологды проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО " ... ", расположенного по адресу: "адрес".
При проведении проверки было установлено, что ООО " ... " осуществляет свою деятельность с 2005 года. Основной вид деятельности Общества - оказание стоматологических услуг населению. Численность основных работников ООО " ... " составляет 4 человека. Для осуществления деятельности Общество арендует у Рыдновой Н.К. помещение общей площадью ... кв.м в доме по адресу: "адрес" (договор аренды от "ДАТА").
В процессе деятельности ООО " ... " образует следующие виды отходов: отработанные ртутьсодержащие лампы (имеется договор на демеркуризацию с ООО " ... " от "ДАТА" N ... ), передано 20 отработанных ламп; бумага и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства, упаковка от медицинских препаратов, инструментария и оборудования, одноразовые бахилы, мусор от уборки помещений, отработанный ватно-марлевый перевязочный материал, органические отходы, использованные одноразовые инструменты и системы, резиновые перчатки и инъекционные иглы, которые складируется в контейнеры, расположенные на территории Общества (имеется договор на вывоз отходов с ИП Б.В.А. от "ДАТА" N ... , ранее действовал договор на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов с ООО " ... " от "ДАТА" N ... ), объем вывозимых отходов составил за 3, 4 кварталы 2011 года - 19,248 куб.м; за 1, 2 кварталы 2012 года - 4,2 куб.м.
По результатам указанной проверки государственным инспектором в области охраны окружающей среды (по охране природы) Вологодской области В.Т.Е. было вынесено постановление N ... от 11.10.2012, которым директор ООО " ... " Рыднова Н.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Привлекая Рыднову Н.К. к административной ответственности, государственный инспектор сделал вывод о том, что ООО " ... " в ходе осуществления своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством образования и размещения отходов, однако плата за данный вид негативного воздействия за 3, 4 кварталы 2011 года и 1, 2 кварталы 2012 года Обществом в установленные сроки не вносилась.
Вместе с тем из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает не за всякое образование и размещение отходов, а лишь в случае, когда происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что в процессе деятельности ООО " ... " образуются отходы: класса Г, демеркуризацией ртутьсодержащих ламп по договору от "ДАТА" N ... занимается ООО " ... "; классов А и Б, которые складируется в контейнеры, расположенные на территории Общества. На оказание услуг по сбору и вывозу отходов у ООО " ... " имеется договор с ИП Б.В.А. от "ДАТА" N ... (ранее действовал договор на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов с ООО " ... " от "ДАТА" N ... ).
В силу требований частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Между тем при рассмотрении данного дела административный орган не установил, связана ли деятельность Общества с негативным воздействием на окружающую среду, и если связана, то какой вид негативного воздействия на окружающую среду осуществлялся и в чем он заключался. За пределами обсуждения, в частности, осталась объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении не нашло подтверждение наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и не подвергнут всестороннему исследованию вопрос, в чем именно выражается негативное воздействие Общества на окружающую среду, постановление административного органа и решение судьи подлежат отмене. Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
жалобу Рыдновой Н.К. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды (по охране природы) Вологодской области В.Т.Е. от 11.10.2012 N ... и решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 24.12.2012, вынесенные в отношении Рыдновой Н.К., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.
Судья
Вологодского областного суда Е.Г. Мальцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.