Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Вахониной А.М.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Матвеевского В.Н., действующего по доверенности Сорокина А.С., на решение Вологодского городского суда от 20 февраля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Сорокину А.С. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения представителя закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" Мизина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорокин А.С. обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу "Вологодский подшипниковый завод" (далее - ЗАО "Вологодский подшипниковый завод", работодатель), Администрации города Вологды, Департаменту имущественных отношений Вологодской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему в связи с трудовыми отношениями с ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" в январе 1996 года ему была предоставлена комната N ... в общежитии завода по "адрес". Регистрация по указанному адресу оформлена 16 января 1996 года, что подтверждается паспортными данными, копией финансово-лицевого счета от 30 ноября 2012 года N ...
Считая сделку приватизации государственного предприятия ГПЗ-23 в части внесения в уставный капитал ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" здания по "адрес" ничтожной, просил суд признать за ним право собственности на комнату N ... в "адрес" в порядке приватизации.
В судебном заседании Сорокин А.С. и его представитель Матвеевский В.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" Уланова В.Н. с требованиями истца не согласилась, указав, что спорное жилое помещение было предоставлено ему после возникновения права собственности ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" на бывшие здания общежитий ГПЗ-23, то есть после 29 сентября 1993 года, в связи с чем оснований для передачи занимаемого истцом жилого помещения в его собственность в порядке приватизации не имеется.
Представитель Администрации города Вологды в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указала, что здание общежития от ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" в муниципальную собственность не передавалось.
Представитель Департамента имущественных отношений Вологодской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором решение по делу оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором решение по делу оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Матвеевский В.Н., действуя по доверенности Сорокина А.С., ставит вопрос об отмене решения, считая, что истец имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения независимо от даты заселения, поскольку у ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" не возникло права собственности на спорное жилое помещение, собственником которого в силу закона является орган местного самоуправления.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности. Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса РСФСР находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая специализированные дома (в частности общежития), иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Статьей 2 Закона от 04 июля 1991года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение этих помещений в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона N 1541-1 жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (утратил силу с 29 марта 2003 года) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в пункте 4 постановления от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Названными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона N 1541-1, которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение по договору социального найма на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Согласно статье 7 Закона N 189-ФЗ (в редакции от 02 октября 2012 года) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, при приватизации имущественного комплекса государственного предприятия "Подшипниковый завод-23" жилищный фонд, в том числе здание общежития, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", лишь тех граждан, которые вселились и проживали в данных жилых помещениях до приватизации имущественного комплекса предприятия, поскольку в силу статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Для граждан, вселившихся в общежитие, расположенное по адресу: "адрес", после приватизации имущественного комплекса государственного предприятия, возникшие правоотношения по предоставлению и пользованию жилыми помещениями должны регулироваться гражданским законодательством, определяющим правила заключения договоров коммерческого найма, а передача занимаемого жилого помещения в собственность граждан в данном случае законом не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, здание общежития, расположенное по "адрес", в порядке приватизации включено в уставный капитал ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" в сентябре 1993 года.
Сорокину А.С. в связи с трудовыми отношениями с ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" в январе 1996 года было предоставлено жилое помещение, расположенное по "адрес". Сорокин А.С. зарегистрирован по указанному адресу "ДАТА".
Суд первой инстанции, учитывая, что Сорокин А.С. вселился в спорное жилое помещение после приватизации имущественного комплекса государственного предприятия, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на комнату N ... в "адрес" в порядке приватизации.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на незаконность включения здания общежития в уставный капитал ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" на основании плана приватизации предприятия, отсутствие права собственности общества на указанное выше здание, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку передача здания в собственность коммерческой организации произошла еще до вселения в него истца, в связи с чем эта сделка на момент ее совершения не затрагивала его прав и интересов.
Доводы жалобы о том, что указанный жилой фонд является муниципальной собственностью в силу закона, вне зависимости от отсутствия надлежащего оформления и фактического принятия, являются несостоятельными, поскольку жилое помещение, которое занимает истец, изначально на момент возникновения правоотношений по найму уже находилось в собственности акционерного общества, в муниципальную собственность не передавалось.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеевского В.Н., действующего по доверенности Сорокина А.С., - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: В.Н. Белякова
А.М. Вахонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.