Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Соколовой М.В., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Дерябкина И. А. на решение Вологодского городского суда от 27 ноября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства".
С Дерябкина И. А. в пользу Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" взысканы в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал" ... рублей ... копеек, уплаченная государственная пошлина в размере ... рублей ... копейка, всего ... рубля ... копеек.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"ДАТА" на пункте весового контроля, расположенного на ... км автодороги общего пользования федерального значения М-55 "Байкал" сотрудниками Управления государственного автомобильного и дорожного надзора по Республике Бурятия (далее - УГАДН по РБ) произведен весовой контроль транспортного средства "Фотон", государственный регистрационный знак ... , принадлежащего на праве собственности Дерябкину И.А., под управлением водителя И.А.А., которым установлен факт перевозки тяжеловесного груза с превышением осевой нагрузки в отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
По результатам весового контроля составлен акт N ... от "ДАТА" о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, на основании которого Дерябкину И.А. начислена плата за провоз тяжеловесного груза в размере ... рублей ... копеек (по акту - ... рублей ... копеек).
"ДАТА" Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Южный Байкал") обратилось в суд с иском к Дерябкину И.А. о возмещении вреда.
В обоснование иска указало, что провоз тяжеловесного груза автотранспортным средством, принадлежащим Дерябкину И.А., осуществлен по автомобильной дороге общего пользования М-55 "Байкал" в нарушение требований Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентирующего правила перевозки по автомобильным дорогам Российской Федерации опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, поскольку при перевозке груза превышены установленные ограничения по общей массе и (или) нагрузке на ось, вследствие чего причинен ущерб федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал".
Просило суд взыскать с Дерябкина И.А. в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал", ... рублей ... копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей ... копейка, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание представитель извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела истца ФКУ Упрдор "Южный Байкал" не явился.
Ответчик Дерябкин И.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указав на отсутствие технической возможности транспортного средства "Фотон", принадлежащего ему на праве собственности, выдержать указанную в акте грузоподъемность, поскольку работы по усилению колесной базы и иных узлов автомобиля не проводились. Полагал, что показатели массы транспортного средства завышены по причине неисправности либо нарушения правил эксплуатации весов.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Дерябкин И.А. со ссылкой на доводы аналогичные доводам, приведенным в судебном заседании, просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которое владеет источником повышенной опасности.
На основании статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий могут устанавливаться временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам, которые по дорогам федерального значения осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального, местного значения в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации. Данное требование также закреплено в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 08.08.1996 N 1146.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов и порядок определения такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее Правила).
Согласно этим Правилам вред, причиняемый автодорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств, при этом внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда предусматривается, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется Федеральным дорожным агентством.
Из содержания пункта 5 Правил следует, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, протяженности участков автомобильных дорог автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Деятельность стационарного поста весового контроля также регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" (в ред. постановлений от 02.08.2007 N495, от 06.10.2011 N824).
Факт следования автомобиля ответчика Дерябкина И.А. "ДАТА" по федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал" с достоверностью установлен судом, подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается.
Из материалов дела также следует, что транспортным средством, принадлежащим Дерябкину И.А., осуществлена перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства без специального разрешения на перевозку и платы за провоз. Данный факт подтвержден актом N ... от "ДАТА" о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Взвешивание транспортного средства ответчика согласно указанному акту произведено сотрудником УГАДН по РБ весами "СДК.Ам-01-1-2" с заводским номером 353, поверка весов произведена "ДАТА", N свидетельства N ...
Удовлетворяя заявленные требования суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами закона, в том числе Федеральным законом Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
При этом суд обоснованно исходил из того, что ответчиком Дерябкиным И.А., как владельцем транспортного средства, допущено превышение ограничений допустимой осевой нагрузки транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза по федеральной дороге. Доказательств недостоверности указанных в акте сведений, отвечающих принципам относимости и допустимости, ответчик суду не представил. Кроме того, как следует из материалов дела, при подписании указанного выше акта водитель И.А.А. возражений относительно результатов взвешивания транспортного средства в нем не отразил, о проведении контрольного взвешивания не заявил. В дальнейшем, акт в установленном законом порядке оспорен не был. Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 27 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дерябкина И. А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жидкова
Судьи М.В. Соколова
Н.Э. Чернышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.