Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Другове Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Уткевича М. И. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28.01.2013, которым в отношении Уткевича М. И., "ДАТА" года рождения, установлен административный надзор на срок до погашения судимости, а именно до "ДАТА".
Уткевичу М. И., "ДАТА" года рождения, установлены следующие ограничения:
- запрещено без согласования с соответствующим органами внутренних дел пребывать вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов до 6 часов;
- запрещено выезжать за пределы места жительства - "адрес", без уведомления (согласования) с органами внутренних дел;
- возложена обязанность два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запрещено посещение массовых мероприятий и участие в них.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И. б оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Шумячского районного суда Смоленской области от 20.02.2012 Уткевич М.И. был осуждён по части ... статьи ... Уголовного кодекса Российской Федерации, пункту " ... " части ... статьи ... Уголовного кодекса Российской Федерации, ему определено наказание с учетом части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде ... года ... месяцев (с учетом кассационного определения от 28.03.2012) лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Срок отбытия наказания - "ДАТА".
Согласно приговору указанное преступление по одному из эпизодов по пункту " ... " части ... статьи ... Уголовного кодекса Российской Федерации совершено Уткевичем М.И. при особо опасном рецидиве, поскольку ранее он также был осужден дважды за тяжкие преступления к реальному лишению свободы, судимости за которые в установленном порядке не сняты и не погашены.
В настоящее время Уткевич М.И. проходит лечение на туберкулезном отделении ФКЛПУ МБ-10. За период отбывания наказания Уткевич М.И. допустил 4 нарушения режима содержания, не имеет поощрений. За время пребывания в ФКЛПУ МБ-10 зарекомендовал себя с отрицательной стороны.
Исполняющий обязанности начальника ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Уткевича М.И. административного надзора на срок до погашения судимости, а именно до "ДАТА".
Кроме того, просил рассмотреть вопрос об установлении Уткевичу М.И. следующих ограничений: запретить без согласования с соответствующим органами внутренних дел пребывать вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов до 6 часов; запретить выезжать за пределы места жительства или пребывания без уведомления (согласования) с органами внутренних дел; обязать два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить посещение массовых мероприятий и участие в них.
В судебном заседании представитель заявителя ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Молева Е.А. заявленные требования уточнила: просила установить административный надзор в отношении Уткевич М. И., на срок до погашения судимости, а именно до "ДАТА", одновременно установить ему следующие ограничения: запретить без согласования с соответствующим органами внутренних дел пребывать вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов до 6 часов; запретить выезжать за пределы места жительства или пребывания без уведомления (согласования) с органами внутренних дел; обязать два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить посещение массовых мероприятий и участие в них. Просила данные требования удовлетворить.
В судебном заседании Уткевич М.И. с заявленными требованиями согласился, не возражал против установления в отношении него административного надзора.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Уткевич М.И. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву того, что он является инвалидом II группы и по состоянию здоровья не может два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В возражениях на жалобу заместитель прокурора города Вологды просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела, Уткевич М.И. ранее судим за совершение в том числе и тяжкого преступления, отбывал наказание в виде реального лишения свободы. "ДАТА" вновь осужден за совершение тяжкого преступления к ... году ... месяцам лишения свободы, в его действиях имеется опасный рецидив преступлений, что установлено приговором Шумячского районного суда Смоленской области. За время отбывания наказания осужденный зарекомендовал себя с отрицательной стороны: допустил 4 нарушения режима содержания, не имеет поощрений.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 3, 4, 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Уткевич М.И., согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "в" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Уткевича М.И. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор ему сроком на 6 лет, установив в качестве административных ограничений на период надзора следующие обязанности: запрет без согласования с соответствующим органами внутренних дел пребывать вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов до 6 часов; запрет выезжать за пределы места жительства - Шумячского района Смоленской области, без уведомления (согласования) с органами внутренних дел; обязанность два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет на посещение массовых мероприятий и участия в них.
При этом суд правомерно исходил из того, что Уткевич М.И. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (особо опасный рецидив преступлений).
Доводы Уткевича М.И. о невозможности являться в орган внутренних дел по месту жительства ввиду имеющихся у него заболеваний и инвалидности отмены решения суда также не влекут, так как основаны на неправильном толкования норм процессуального и материального права, примененных судом в настоящем деле, поскольку при выборе административных ограничений судом первой инстанции приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие его личность данные.
На основании статьи 10 этого же Закона, Уткевич М.И., как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым внести изменения в резолютивную часть решения суда, изложив ее в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28.01.2013 - изменить.
Изложить абзац первый резолютивной части решения суда в следующей редакции.
Установить в отношении Уткевича М. И., "ДАТА" года рождения, административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания на срок 6 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до "ДАТА".
В остальной части решение Вологодского городского суда "адрес" от "ДАТА" оставить без изменения, апелляционную жалобу Уткевича М. И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.