Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Слепухина Л.М.,
судей Марковой М.В., Соколовой М.В.,
при секретаре Жуковой С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сурановой Т,П., Поповой Г,А., Каликиной А.М., Голиковой Н.В. и дополнениям к апелляционной жалобе Поповой Г,А., Каликина А.М,, Голиковой Н.В. на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 07 февраля 2013 года, которым в удовлетворении заявления Сурановой Т,П., Поповой Г,А., Илатовская Г.Н. , Каликина А.М,, Голиковой Н.В. о признании недействующими пунктов ... решения Великоустюгской Думы Великоустюгского муниципального района от 28 сентября 2012 года N88 "О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденное решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года N20" отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения представителя Голиковой Н.В. по доверенности Шестакова А.А., представителя администрации Великоустюгского муниципального района по доверенности Шевцовой Ю.П., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суранова Т.П., Попова Г.А., Илатовская Г.Н., Каликина А.М., Голикова Н.В. являются получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденным решением Великоустюгской Думы 28 марта 2008 года N20.
"ДАТА" Великоустюгской Думой Великоустюгского муниципального района было принято решение N88 "О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденное решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года N20" (далее - Решение Великоустюгской Думы от 28 сентября 2012 года N88).
19 октября 2012 года указанное решение опубликовано в газете "Советская мысль" в выпуске N 81.
Со ссылкой на нарушение принятым решением пенсионных прав, "ДАТА" Суранова Т.П., Попова Г.А., Илатовская Г.Н., Каликина А.М., Голикова Н.В. обратились в суд с заявлением о признании недействующими пунктов ... решения Великоустюгской Думы Великоустюгского муниципального района от 28 сентября 2012 года N88 "О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденное решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года N20".
В обоснование заявления указали, что оспариваемое решение Великоустюгской Думы в части пунктов 1.1-1.5 допускает снижение размера ранее установленной муниципальным служащим Великоустюгского района пенсии за выслугу лет, нарушает их пенсионные права и не соответствует части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, а также противоречит общеправовым принципам неприменения закона, ухудшающего положение, к правоотношениям, права и обязанности по которым возникли до их вступления в силу.
В действовавшей до 01 января 2013 года редакции Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденным решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года N 20 был установлен размер пенсии за выслугу лет исходя из размера денежного содержания муниципального служащего.
Оспариваемым решением установлен размер пенсии за выслугу лет в размере ... % должностного оклада, но не более ... рублей, по должности, занимаемой лицом на день прекращения муниципальной службы, что противоречит федеральному законодательству.
Полагают, что размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим напрямую связан с денежным содержанием работающих муниципальных служащих, а не должностным окладом и рассматривается как компенсация до установленного законом уровня.
В связи с принятием оспариваемого решения размеры пенсии за выслугу лет заявителей уменьшились в несколько раз. Данное решение нарушает их права на получение пенсии за выслугу лет в большем размере, устанавливает дискриминационный порядок перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим по сравнению с федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации, снижает уровень социальной защищенности соответствующей категории пенсионеров.
Оспариваемое решение противоречит подпункту 8 раздела 4 Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", предусматривающему в качестве одного из направлений национальной стратегии противодействия коррупции повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих.
Просили признать пункты ... решения Великоустюгской Думы Великоустюгского муниципального района от 28 сентября 2012 года N88 "О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденное решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года N20" недействующим со дня принятия оспариваемого решения.
Определением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 23 января 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Великоустюгского муниципального района.
В судебном заседании заявители Попова Г.А., Илатовская Г.Н., Каликина А.М., Голикова Н.В. требования поддержали. Суду пояснили, что размер пенсии за выслугу лет несправедливо был уменьшен в ... раза. В результате уменьшения размера пенсии за выслугу лет был нарушен общеправовой принцип, в соответствии с которым закон, ухудшающий права граждан, обратной силы не имеет. Наличие дефицита местного бюджета, который был всегда, не мог послужить основанием для уменьшения размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Оспариваемое решение противоречит Конституции Российской Федерации и приводит к дискриминации муниципальных служащих по сравнению с государственными служащими, у которых размер пенсии определяется, исходя из денежного содержания.
Заявитель Суранова Т.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом. Суду представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Великоустюгской Думы Великоустюгского муниципального района по доверенности Маркова Т.Н. требования заявления не признала. Полагала, что оспариваемое решение Великоустюгской Думы является законным, принято в соответствии с действующим законодательством в пределах прав, предоставленных органам местного самоуправления. Порядок принятия, форма нормативного правового акта соответствуют требованиям закона. Установление порядка и условий выплаты пенсии за выслугу лет, изменение данного порядка и условий выплат за счет средств бюджета Великоустюгского муниципального района является компетенцией Великоустюгской Думы. Оспариваемое решение не ущемляет предусмотренные действующим законодательством права заявителей, а устанавливает для них дополнительные меры социальной поддержки. Представитель заинтересованного лица администрации Великоустюгского муниципального района по доверенности Шевцова Ю.П. требования не признала. Полагала, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, органы местного самоуправления с учетом своих финансовых возможностей вправе вводить, изменять и отменять предоставляемое за счет собственных средств дополнительное пенсионное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе в дополнениях к ней Суранова Т.П., Попова Г.А., Каликина А.М., Голикова Н.В., приводя доводы, аналогичным тем, что были изложены в обоснование заявления и в судебном заседании суда первой инстанции, просят решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности и принять новое решение об удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Великоустюгской Думы Великоустюгского муниципального района, администрация Великоустюгского муниципального района просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные отношения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, часть 1, пункт "н"); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
В соответствии с частью 4 статьи 7, частью 1 статьи 18, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года N 3-П, от 16 октября 1997 года N 14-П, от 3 ноября 1997 года N 15-П и от 15 декабря 2003 года N 19-П).
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях, согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (Определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявители Каликина А.М., Попова Г.А., Голикова Н.В., Илатовская Г.Н., Суранова Т.П. замещали муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района.
В связи с достижением заявителями пенсионного возраста им была назначена трудовая пенсия по старости, а также они являются получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденным решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года N20.
Пунктом 2.4 Положения была предусмотрена выплата пенсии за выслугу лет в размере ... % месячного денежного содержания по соответствующей должности, но не более ... рублей.
01 января 2013 года вступило в силу решение Великоустюгской Думы Великоустюгского муниципального района от 28 сентября 2012 года N88 "О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденное решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года N20", которым изменен ранее действующий порядок определения размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов ... решения Великоустюгской Думы Великоустюгского муниципального района от 28 сентября 2012 года N88 "О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденное решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года N20", суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренное Положением право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств бюджета Великоустюгского муниципального района и правильно сделал вывод о том, что представительный орган местного самоуправления, изменив размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, не нарушил принцип социальной справедливости, сохранил баланс частных интересов и публичных интересов муниципального образования с учетом социально-экономического положения и финансовой возможности местного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Основанием для принятия Великоустюгской Думой оспариваемого решения послужили обращения жителей Великоустюгского муниципального района (1368 подписей граждан) об отмене действия Положения о пенсии за выслугу лет, в связи с тем, что особый порядок для установления пенсии данной категории граждан создает почву для конфликтов по признаку принадлежности к социальным группам и дискредитирует власть.
Кроме того, основанием для пересмотра порядка определения размера пенсии за выслугу лет явилась и недостаточность собственных средств для исполнения расходных обязательств районного бюджета (в ... году Великоустюгским муниципальным районом были получены бюджетные кредиты на общую сумму ... рублей).
Судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на материалах дела и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 07 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сурановой Т,П., Поповой Г,А., Каликина А.М,, Голиковой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.М. Слепухин
Судьи: М.В. Соколова
М.В. Маркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.