Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Беляковой В.Н., Вахониной А.М.,
при секретаре Чикиной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Головиной О.Р. на решение Вологодского городского суда от 05 февраля 2013 года, которым Головиной О.Р. в иске к Законодательному Собранию Вологодской области, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о включении в стаж государственной гражданской службы периодов трудовой деятельности отказано в полном объёме.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Головиной О.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головина О.Р., являясь получателем пенсии за выслугу лет, установленной в соответствии с законом Вологодской области от 05 июля1996 года N 87-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" при стаже государственной гражданской службы, определенном в количестве 14 лет 06 месяцев 24 дней, обратилась в суд с иском к Законодательному Собранию Вологодской области и Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов трудовой деятельности.
В обоснование заявленных требований истица указала, что при обращении с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет, она просила о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы: с 11 марта 1979 года по 04 июля 1986 года в Вологодском областном объединении " ... " на должностях старшего инженера, заместителя начальника, начальника планово-экономического отдела и с 07 июля 1986 года по 27 августа 1991 года в Вологодском областном производственном объединении " ... " на должностях заместителя начальника, начальника планового отдела с сектором организации труда, однако ей незаконно было отказано.
Считает, что указанные периоды должны быть включены в стаж её государственной гражданской службы на основании пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 02 апреля 1997 года N 144-ОЗ "О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области", поскольку объединение " ... ", созданное решением исполнительного комитета Вологодского областного совета народных депутатов от 04 апреля 1979 года N 730, осуществляло руководство районными производственными объединениями по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, выполняя отдельные функции государственного управления: планирование, организация, руководство, координация, контроль. Производственное объединение пищевой промышленности областного агропромышленного комитета " ... " было создано во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 02 января 1986 года N 1-р решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 22 января 1986 года N ... , осуществляло руководство и контроль за подчинёнными предприятиями.
Просит обязать Законодательное Собрание Вологодской области включить в периоды её государственной гражданской службы, учитываемые при назначении пенсии за выслугу лет, периоды трудовой деятельности: с 11 марта 1979 года по 04 июля 1986 года в Вологодском областном объединении " ... " на должностях старшего инженера, заместителя начальника, начальника планово-экономического отдела и с 07 июля 1986 года по 27 августа 1991 года в Вологодском областном производственном объединении " ... " на должностях заместителя начальника, начальника планового отдела с сектором организации труда. Направить в Департамент социальной защиты населения Вологодской области, уточняющую справку о периодах государственной гражданской службы, учитываемых при назначении пенсии за выслугу лет для перерасчёта пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании Головина О.Р. заявленные требования поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Вологодской области Хмара Е.С. с требованиями истицы не согласилась, пояснив, что спорные периоды трудовой деятельности Головиной О.Р. не подпадают под действие данного закона, поскольку вышеуказанные производственные объединения осуществляли функции хозяйственного управления, которые могли быть присущи любому хозяйствующему субъекту при наличии у него соответствующей внутренней структуры. Представленные истицей копии архивных документов не содержат сведений, что данным производственным объединениям были переданы функции государственного управления, также отсутствуют документы, подтверждающие осуществление Головиной О.Р. должностных обязанностей по обеспечению полномочий государственных органов.
Представитель Департамента социальной защиты населения Вологодской области извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований истцу отказать, ссылаясь, что Вологодское областное объединение "Вологдасельхозхимия" и Вологодское областное производственное объединение "Вологдаагропищепром" являются предприятиями производственного значения, не обладающими функциями государственного управления.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Головина О.Р. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на доводы, изложенные ею в исковом заявлении и данные в ходе слушания дела в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу Законодательное Собрание Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим правоотношения сторон.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Введенный в действие с 01 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.
На территории Вологодской области вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области, урегулированы Законом Вологодской области от 05 июля 1996 N 87-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" и Законом Вологодской области от 02 апреля 1997 года N 144-ОЗ "О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области" (далее также Закон Вологодской области от 02 апреля 1997 года N 144-ОЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с исчислением стажа замещения государственных должностей области лицам, замещающим государственные должности области, стажа государственной гражданской службы области лицам, замещающим должности государственной гражданской службы области, и стажа муниципальной службы лицам, замещающим должности муниципальной службы.
В силу положений статьи 2 Закона Вологодской области от 02 апреля 1997 года N 144-ОЗ к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся:
1) время работы на должностях в областном, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов Вологодской области и их исполнительных комитетах;
2) время работы на должностях в органах представительной и исполнительной власти области до утверждения Реестра государственных должностей государственных служащих Вологодской области;
2.1) время работы на постоянной основе на должностях в государственных органах области после утверждения постановлением Губернатора области от 14 июня 1996 года N ... Реестра государственных должностей областных государственных служащих до включения такой должности в указанный Реестр;
3) время работы на государственных должностях, должностях государственных служащих в органах государственной власти Вологодской области, предусмотренных Реестром, утверждаемым Губернатором области;
4) время работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы) в органах местного самоуправления области;
5) время замещения государственных должностей области;
6) время замещения должностей государственной гражданской службы области в государственных органах области;
7) время работы на муниципальных должностях муниципальных образований области после утверждения реестра муниципальных должностей муниципальной службы;
8) время работы на государственных должностях и должностях государственной службы в иных государственных органах области.
Статья 3. 1 данного Закона к иным периодам трудовой деятельности, учитываемым при исчислении стажа замещения государственных должностей области, стажа государственной гражданской и муниципальной службы, относит:
1) периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей иных субъектов Российской Федерации;
2) периоды государственной службы:
на государственных должностях федеральных государственных служащих, предусмотренных Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 (с последующими изменениями и дополнениями), и государственных должностях федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;
на государственных должностях государственной службы иных субъектов Российской Федерации, предусмотренных реестрами государственных должностей государственных служащих соответствующих субъектов Российской Федерации;
на должностях государственной гражданской службы и на должностях государственной службы иных субъектов Российской Федерации;
на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации;
на должностях руководящих работников и специалистов государственных органов субъектов Российской Федерации, образованных в соответствии с их конституциями или уставами;
на должностях прокуроров и иных сотрудников органов прокуратуры в соответствии с федеральным законодательством;
на должностях руководящих работников и специалистов территориальных органов федеральных органов государственной власти;
на должностях, время службы (работы) на которых в соответствии с федеральными законами и законами области учитывается при исчислении стажа государственной службы;
время работы на должностях сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";
3) периоды военной службы в порядке, установленном федеральным законом, периоды службы в органах внутренних дел, органах безопасности, налоговой полиции, таможенных органах, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
4) периоды замещения должностей, в том числе выборных, на постоянной основе с 1 января 1992 года до введения в действие Сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих или перечней государственных должностей федеральной государственной службы, являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, реестров государственных должностей государственных служащих соответствующих субъектов Российской Федерации:
в Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации;
в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;
в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
в Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и его аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в органах государственного управления (органах управления) при Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и при федеральных органах исполнительной власти;
в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, иных федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре Российской Федерации (органах прокуратуры Российской Федерации);
в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее аппарате, в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и их аппаратах;
в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате, в контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации и их аппаратах;
в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, в местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов и их исполнительных комитетах);
в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;
в органах местного самоуправления муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации
5) периоды замещения гражданами Российской Федерации должностей в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах;
6) время работы профсоюзных работников, освобожденных от замещения должностей в государственных органах, органах местного самоуправления вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, органе местного самоуправления в соответствии с федеральным законом;
7) периоды замещения должностей, в том числе выборных на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе:
в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;
в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;
в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах;
в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР;
в дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;
в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;
в советах народного хозяйства всех уровней;
в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик;
в международных организациях за рубежом, если перед работой в этих организациях работник работал в органах государственной власти и управления;
в постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи и органах Совета Экономической Взаимопомощи;
в центральных профсоюзных органах Союза ССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, на должностях в профкомах органов государственной власти и управления, не включая периоды работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;
8) периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), за исключением периодов работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;
9) периоды замещения должностей в специальных временных органах, временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством Российской Федерации чрезвычайного положения на соответствующей территории Российской Федерации и особого управления этой территорией, в аппаратах-представительствах полномочных (специальных) представителей Президента Российской Федерации, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории Российской Федерации, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией;
10) периоды замещения муниципальных должностей на постоянной (штатной) основе, периоды работы в качестве должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в иных субъектах Российской Федерации;
11) периоды замещения должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы) в органах местного самоуправления в иных субъектах Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона Вологодской области N 144-ОЗ к иным периодам трудовой деятельности, учитываемым при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, определения её размера, относятся периоды замещения должностей, в том числе выборных на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления по 31 декабря 1991 года, в том числе в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советом Министров (правительств) союзных республик.
Производственное объединение по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства было создано решением Вологодского областного совета народных депутатов от 04 декабря 1979 года N ... В соответствии с положением "О Вологодском областном объединении " ... " данное объединение являлось производственным звеном системы "Союзсельхозхимия" и было подчинено Всероссийскому производственно-научному объединению "Россельхозхимия". При этом им осуществлялась производственная деятельность на хозяйственном расчете в соответствии с Положением о производственном объединении в сельском хозяйстве, приказами, указаниями и инструкциями вышестоящих организаций, то есть ему были присущи функции объекта хозяйственного управления при наличии внутренней структуры, предусматривающей управление нижестоящими организациями, входящими в эту систему, что указывает на отсутствие оснований для включения периода работы истицы в данной организации с 11 марта 1979 года по 04 июля 1986 года в стаж государственной гражданской службы.
Вологодское областное производственное объединение " ... " было создано в соответствии с приказом Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР от 26 декабря 1988 года N 394, в состав данного объединения входили 22 предприятия, являющихся самостоятельными юридическими лицами. При этом осуществление хозяйственной деятельности им также производилось на принципах хозяйственного расчета единым аппаратом управления головного предприятия, что также не дает истице права на включение периода работы с 07 июля 1986 года по 27 августа 1991 года в Вологодском областном производственном объединении " ... " в стаж государственной гражданской службы.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что указанные объединения по своему организационно-правовому статусу не являлись органами государственной власти и управления, а осуществляли функции хозяйственного управления, которые могли быть присущи хозяйствующему субъекту при наличии у него соответствующей внутренней структуры, полагает возможным согласиться с названными выше выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Головиной О.Р. не могут повлечь отмены состоявшегося решения суда, так как, по сути, повторяют основания заявленных исковых требований, являлись предметом исследования суда, нашли свое отражение в решении и обоснованно были признаны судом несостоятельными. При этом они направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, что, в силу действующего законодательства, не является основанием для отмены решения суда.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам подателя жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 05 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Головиной О.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.В. Белозерова
Судьи: В.Н. Белякова
А.М. Вахонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.