Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Другове Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Верховажского района на решение Верховажского районного суда Вологодской области от 05.02.2013, которым прокурору отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя истца прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., представителя ответчика администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района по доверенности Авдеевой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в ходе проведенной прокуратурой Верховажского района проверки установлено, что на земельном участке, расположенным за пос. Каменка Верховажского района на территории Чушевицкого сельского поселения на землях фонда перераспределения района в 650 метрах от склада ГСМ ООО "Верховажьелес" по дороге п. Каменка - д. Великодворская слева находится несанкционированная свалка. Площадь несанкционированной свалки составляет около 900 кв.м, объем размещенных отходов около 200 кубических метров.
Со ссылкой на нарушение права на благоприятную окружающую среду, 04.12.2012 прокурор района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Чушевицкое о признании бездействия в ликвидации несанкционированной свалки незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, поскольку на свалку вывозят мусор жители пос. Каменка.
Определением суда от 09.01.2013 к участию в деле привлечена в качестве соответчика администрация Верховажского муниципального района, поскольку земля, на которой устроена свалка, является землей сельскохозяйственного назначения, находится в фонде перераспределения района.
В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора района Зайцев А.В. исковые требования поддержал, пояснив, что свалка устроена жителями поселка Каменка, администрация муниципального образования Чушевицкое мер к жителям поселка, вывозящим отходы на несанкционированную свалку, не принимает, свалку не убирает, что противоречит закону, создает угрозу для жизни и здоровья населения.
Представитель ответчика муниципального образования Чушевицкое на основании доверенности Байдакова Г.И. иск не признала, указала, что администрация поселения осознает проблему несанкционированной свалки. Санкционированная свалка около п. Каменка переполнена отходами. Несанкционированная свалка находится на землях фонда перераспределения района, администрация поселения не имеет собственных средств, чтобы убрать свалку. Кроме того администрация поселения принимала меры по предупреждению вывоза мусора на несанкционированную свалку, а именно "ДАТА" решением Совета поселения утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Чушевицкого сельского поселения, в населенных пунктах поселения в с. Чушевицах, п. Каменке, д. Подсосенье, д. Плосково проведены собрания граждан по организации сбора и вывоза бытовых отходов, такое собрание в п.Каменка проведено "ДАТА". "ДАТА" проведено совещание при главе муниципального образования Чушевицкое по организации сбора и вывоза отходов с территории поселения с участием представителей ООО "Экологические технологии", которое уже вывозит мусор с территории нескольких поселений района.
Представитель ответчика администрации Верховажского муниципального района по доверенности Демидов А.П. с требованиями прокурора не согласился, указав, что надлежащим ответчиком по делу является сельское поселение, поскольку мусор на несанкционированную свалку вывозят жители п. Каменка.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор Верховажского района, ссылаясь на непринятие ответчиками мер к ликвидации свалки, просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.
В возражениях на жалобу администрация муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения, ссылаясь на то, что администрацией поселения принимаются определенные меры по наведению порядка в сборе и вывозе мусора, отходов на территории поселения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом без учета фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
В статье 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом понятие хранение отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.
На основании абзацев 2, 7, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на земельном участке, расположенным за пос. Каменка Верховажского района на территории Чушевицкого сельского поселения на землях фонда перераспределения района в 650 метрах от склада ГСМ ООО "Верховажьелес" по дороге п. Каменка - д. Великодворская слева находится несанкционированная свалка, которую устроили жители поселка Каменка.
Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14, пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а решение вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям местного значения муниципального района.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что администрацией Чушевицкого сельского поселения принимаются меры к наведению порядка в сборе и вывозе мусора, а также отходов на территории поселения.
С данным выводом не может согласиться судебная коллегия.
Из материалов дела следует, что вывоз мусора на несанкционированную свалку производится с нарушением требований статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", устанавливающих санитарно-эпидемиологические, экологические требования при обращении с отходами производства потребления. Данные обстоятельства известны администрации муниципального образования Чушевицкое.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования
Часть 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного следует, что администрация муниципального образования Чушевицкое обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнить мероприятия по очистке территории от отходов и мусора.
Решением Совета Чушевицкого сельского поселения от "ДАТА" N ... утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Чушевицого сельского поселения, согласно пункту 1.4 которого самостоятельное размещение и утилизация отходов не допускается.
Однако вопрос об исполнении данного решения администрацией муниципального образования Чушевицкое не контролируется, фактов привлечения к административной ответственности нарушителей в области обращения с отходами в 2011-2012 г.г. не зафиксировано.
Несанкционированное размещение отходов на территории муниципального образования Чушевицкое свидетельствует о том, что администрация поселения ненадлежащим образом выполняет обязанности, установленные федеральными законами, а именно, обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования в пределах определенных территорий.
На момент рассмотрения дела свалка не устранена, мусор с данной территории не вывезен, наличие неконтролируемой свалки на территории населенного пункта может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Данные экологические нарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 650 метрах от склада ГСМ ООО "Верховажьелес" по дороге п. Каменка - д. Великодворская слева вблизи п.Каменка Верховажского района Вологодской области и возложении на администрацию муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района обязанности по ликвидации указанной свалки.
На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения решения до 01.10.2013.
Иск к администрации Верховажского муниципального района не подлежит удовлетворению, поскольку исковые требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки направлены не на организацию утилизации и переработки расположенных на данной свалке отходов, а сводятся по существу к организации вывоза данных отходов с указанной территории на санкционированную свалку, что относится к вопросам местного значения поселения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховажского районного суда Вологодской области от 05.02.2013 отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Верховажского района Вологодской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 650 метрах от склада ГСМ "ООО "Верховажьелес" по дороге Каменка-Великодворская слева вблизи п.Каменка Верховажского района Вологодской области, незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области обязанность в срок до 01.10.2013 ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 650 метрах от склада ГСМ "ООО "Верховажьелес" по дороге Каменка-Великодворская слева вблизи п.Каменка Верховажского района Вологодской области.
В иске к администрации Веховажского муниципального района отказать.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.