Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Федосеевой О.А.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю. С. на решение Вологодского городского суда от 29 января 2013 года, которым на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области возложена обязанность предоставить Васильевой В. В. в порядке очередности по договору специализированного найма изолированное жилое помещение на территории Вытегорского района не ниже установленных норм и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю.С., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Журбенко Я.Е., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Вытегорского района обратился в суд в интересах Васильевой В.В. с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Васильева В.В., "ДАТА" года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлениями Главы сельского поселения Кемское N ... от 30.03.2006, N ... от 14.04.2008 за ней закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", данное лицо поставлено на соответствующий учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Согласно заключению межведомственной комиссии N ... от 28.03.2012 закрепленное за Васильевой В.В. жилое помещение признано непригодным для проживания. Между тем до настоящего времени Васильева В.В. жильем не обеспечена.
Просил суд обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области обеспечить Васильеву В.В., как лицо из числа детей-сирот, жилым помещением по договору социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством в Вытегорском районе.
В судебном заседании представитель прокурора Вытегорского района по доверенности помощник прокурора города Вологды Григорова С.Г., истец Васильева В.В. исковые требования уточнили, просили в связи с вступившими в законную силу с 01.01.2013 изменениями законодательства обязать ответчика предоставить Васильевой В.В. в порядке очередности жилое помещение в Вытегорском районе по договору специализированного найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. возражала против удовлетворения требований, пояснила, что с 01.01.2013 указанной категории лиц жилые помещения предоставляются в порядке очередности из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, поскольку в соответствии со статьей 39 ГПК Российской федерации не допустимо изменение одновременно основания и предмета иска. Лица, относящиеся к данной категории и состоящие на соответствующем учете, в срок до 01.05.2013 вносятся в список на предоставление специализированного жилья в порядке очередности. Нарушений прав Васильевой В.В. со стороны ответчика не допущено. Судебный акт не будет давать истице преимущественного права на получение жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на жилище.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1).
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
- жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункты 2 и 3 пункта 4).
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии со статьей 15.1 Закона Вологодской области от 17.07.2006 N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" (введена законом Вологодской области от 24.12.2012 N 2942-ОЗ, вступившим в силу с 01.01.2013) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются:
1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, - в случаях, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством или соответствующим законом области, признается невозможным;
2) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, - в случае, если их право на обеспечение жилыми помещениями не было реализовано.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления площади жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, установленной абзацем первым части 1 статьи 7 настоящего закона области.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области предоставляются в порядке очередности гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый уполномоченным органом исполнительной государственной власти области в порядке, установленном законом области.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно пункту 7 Положения признание жилого помещения, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из материалов дела усматривается, что Васильева В.В., "ДАТА" года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (решениями Вытегорского районного суда от "ДАТА" и "ДАТА" ее родители, В. и У. лишены родительских прав).
Постановлением Главы Вытегорского муниципального района N ... от 28.12.2006 Васильева В.В. признана нуждающейся в государственной защите, направлена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение - МОУ " ... детский дом", за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес"
Постановлением Главы сельского поселения Кемское N ... от 30.03.2006 за Васильевой В.В. закреплено право на жилую площадь по вышеуказанному адресу.
Закрепленное жилое помещение общей площадью 39,4 кв.м находится в муниципальной собственности, в двухкомнатной квартире зарегистрированы: Васильева В.В., У. (мать Васильевой В.В.), В.К., У.Д. (дочери У., в отношении которых она также лишена родительских прав).
Постановлением Главы сельского поселения Кемское N ... от 14.04.2008 Васильева В.В., как лицо оставшееся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (на основании п.2 ч.1 ст. 51 ЖК Российской Федерации, жилая площадь на одного проживающего составляет 8,75 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения по сельскому поселению Кемское, которая составляет 12,5 кв.м).
Согласно заключению межведомственной комиссии N ... от 28.03.2012 закрепленное за Васильевой В.В. жилое помещение по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания.
После окончания 29.06.2012 БОУ СПО ВО " ... политехнический техникум" Васильева В.В. проживает по договору найма в квартире, расположенной по адресу: "адрес", жилого помещения, пригодного для проживания, на основании договора социального найма, на праве собственности она не имеет.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правомерно принял во внимание юридически значимые обстоятельства - истица принята на учет нуждающихся в получении жилья, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания, (кроме того, жилая площадь данного помещения на одного проживающего составляет 8,75 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения по сельскому поселению Кемское - 12,5 кв.м), до настоящего времени жилым помещением на основании договора социального найма не обеспечена.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области в соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утвержденным постановлением Правительства области от 23.12.2008 N ... (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 02.07.2012 N ... ), в том числе по принятию решений о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области указанной категории граждан.
Учитывая, что данным органом исполнительной государственной власти области после признания закрепленного за Васильевой В.В. жилья непригодным для проживания (23.03.2012) и окончания данным лицом образовательного учреждения (29.06.2012) не было принято решения о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, а также нуждаемость данного лица, оставшегося без попечения родителей и имеющего право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда области, вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности на ответчика предоставить Васильевой В.В. в порядке очереди по договору специализированного найма изолированное жилое помещение не ниже установленных норм на территории Вытегорского района, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобе о том, что при уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации истцами были изменены и основание и предмет иска, что недопустимо, однако суд первой инстанции принял соответствующие уточнения истцов, чем допустил существенное нарушение норм процессуального права, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ч. 1 ст. 39 ГПК Российской Федерации истец может изменить либо предмет, либо основание иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Предметом иска является конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение.
Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои материально-правовые требования к ответчику.
В данном случае, уточняя исковые требования, истцы изменили только основание иска (изначально просили предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма, впоследствии - предоставить в порядке очередности по договору специализированного найма), предмет спора (предоставление жилого помещения) не менялся.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права и правового значения не имеют.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.