Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Федосеевой О.А.,
при секретаре Петуховой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю. С. на решение Сокольского районного суда от 31 января 2013 года, которым исковые требования Красиковой Я.А. удовлетворены. На Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области возложена обязанность предоставить Красиковой Я.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда Вологодской области по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством. Администрация г. Сокол от ответственности освобождена.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения Красиковой Я.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красикова Я.А., "ДАТА" года рождения (брак заключен "ДАТА"), обратилась 18.12.2012 в суд с иском к администрации города Сокол, Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, с 14.04.2010 воспитывалась в ГОУ " ... школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилое помещение за ней не закреплялось, поскольку жилье по месту регистрации истицы признано аварийным. Постановлением администрации города Сокол от 18.10.2010 N ... поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жильем по договору социального найма не обеспечена.
Просила обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области и администрацию г. Сокол предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В дальнейшем истица уточнила исковые требования, просила обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области предоставить ей жилое помещение из специализированного жилищного фонда Вологодской области по договору найма специализированного жилого помещения размерами не менее нормы предоставления.
Определением суда от 20.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление образования Сокольского муниципального района.
В судебное заседание истица Красикова Я.А., представители ответчиков администрации города Сокол, Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области не явились.
Представитель третьего лица управления образования Сокольского муниципального района Шишкова Н.В. исковые требования Красиковой Я.А. поддержала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. Указывает, что в соответствии со статьей 39 ГПК Российской Федерации не допустимо изменение одновременно основания и предмета иска. Кроме того, нарушений прав истицы ответчиком не допущено, поскольку лица, относящиеся к данной категории и состоящие на учете в качестве нуждающихся, в срок до 01.05.2013 будут внесены в сводный список в соответствии с законом. Судебный акт не будет давать истице преимущественного права на получение жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на жилище.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 15.1 Закона Вологодской области от 17.07.2006 N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" (введена законом Вологодской области от 24.12.2012 N 2942-ОЗ, вступившим в силу с 01.01.2013) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются:
1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, - в случаях, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством или соответствующим законом области, признается невозможным;
2) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, - в случае, если их право на обеспечение жилыми помещениями не было реализовано.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления площади жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, установленной абзацем первым части 1 статьи 7 настоящего закона области.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области предоставляются в порядке очередности гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый уполномоченным органом исполнительной государственной власти области в порядке, установленном законом области.
Из материалов дела усматривается, что Сняткова (фамилия изменена в связи с вступлением в брак на "Красикова") Я.А., "ДАТА" года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (решением Сокольского районного суда от "ДАТА" ее мать С. лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют).
Распоряжением Управления образования Сокольского муниципального района N ... от 11.03.2010 Красикова (Сняткова) Я.А. признана нуждающейся в государственной защите, направлена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение - ГОУ " ... школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 03.09.2012 по 07.12.2012 проходила обучение в БОУ СПО ВО " ... лесопромышленный политехнический техникум" (отчислена в связи с нежеланием продолжать обучение), жилое помещение за указанным лицом в установленном порядке не закреплялось.
Постановлением администрации города Сокол N ... от 18.10.2010 Красикова (Сняткова) Я.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 01.03.2012 порядковый номер - 146.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание юридически значимые обстоятельства - Красикова Я.А., "ДАТА" года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в получении жилья, включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области в соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утвержденным постановлением Правительства области от 23.12.2008 N 2498 (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 02.07.2012 N 728), в том числе по принятию решений о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области указанной категории граждан.
Учитывая, что данным органом исполнительной государственной власти области после окончания данным лицом образовательного учреждения (2012 год) не было принято решения о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, а также нуждаемость данного лица, оставшегося без попечения родителей и имеющего право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда области, вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности на ответчика предоставить Красиковой Я.А. по договору специализированного найма изолированное жилое помещение площадью не менее нормы предоставления на территории г.Сокол Вологодской области, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобе о том, что при уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации истцами были изменены и основание и предмет иска, что недопустимо, однако суд первой инстанции принял соответствующие уточнения истцов, чем допустил существенное нарушение норм процессуального права, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ч. 1 ст. 39 ГПК Российской Федерации истец может изменить либо предмет, либо основание иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Предметом иска является конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение.
Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои материально-правовые требования к ответчику.
В данном случае, уточняя исковые требования, истица изменила только основание иска (изначально просили предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма, впоследствии - предоставить в порядке очередности по договору специализированного найма), предмет спора (предоставление жилого помещения) не менялся.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции в своем решении по настоящему делу дана надлежащая правовая оценка.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда от31 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.