Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 17 января 2013 г. по делу N 33-20/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Турищева И.В., судей Рябкова А.А. и Дуняшина О.О., при секретаре Воложанине Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 полковника запаса Борисова В.П. об оспаривании действий Министра обороны РФ и руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны РФ" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанных с исключением из списков личного состава части без обеспечения денежным довольствием, по апелляционной жалобе заявителя Борисова В.П. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Рябкова А.А., изложившего содержание решения суда, обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, выступление заявителя Борисова В.П. в поддержание доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа подполковника юстиции Дабижа В.А., полагавшего необходимым решение Читинского гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Борисов В.П. обратился в суд с заявлением, ссылаясь на то, что он проходил военную службу по контракту в должности " ... ", пока, приказом Министра обороны РФ от 3 июля 2012 года N " ... " не был уволен с военной службы и с 29 июля 2012 года не был исключён из списков личного состава воинской части. При этом денежное довольствие за июль 2012 года ему было выплачено, только 9 августа 2012 года. Действия Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанные с исключением из списков личного состава части без обеспечения денежным довольствием Борисов В.П. полагал незаконными и просил их признать таковыми. При этом он просил перенести дату исключения его из списков личного состава воинской части на 12 августа 2012 года, с учётом трёх суток, положенных ему в качестве основного отпуска за август 2012 года, а также выплатить ему денежное довольствие за время восстановления на военной службе, и возместить понесённые по делу судебные расходы, в размере 200 рублей, уплаченных в качестве государственной пошлины при подаче данного заявления в суд.
Читинский гарнизонный военный суд 8 ноября 2012 года заявление Борисова В.П. удовлетворил частично. Действия Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", выразившиеся в исключении Борисова В.П. из списков личного состава воинской части без обеспечения положенным денежным довольствием, он признал незаконными. Суд обязал Министра обороны РФ внести изменения в приказ от 3 июля 2012 года N " ... ", определив датой исключения заявителя из списков личного состава воинской части 9 августа 2012года. В пользу Борисова В.П. суд взыскал денежное довольствие с 30 июля по 9 августа 2012 года, а также судебные расходы в размере 000 рублей. В удовлетворении остальных требований заявителю было отказано.
В апелляционной жалобе Борисов В.П., не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении его заявления в полном объёме.
В ней он обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что вывод гарнизонного военного суда об отсутствии у него права на отпуск за период с 1 по 9 августа 2012 года, безоснователен. Он противоречит требованиям пункта 3 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), в соответствии с которым увольняемому с военной службы военнослужащему предоставляется основной отпуск, продолжительность которого исчисляется за период службы с начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. В связи с тем, что день исключения его из списков части изменён с 29 июля на 9 августа 2012 года, он до этой даты находился на военной службе и поэтому ему положен также отпуск и за указанный промежуток времени.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора " ... " гарнизона старший лейтенант юстиции А., участвовавший в рассмотрении деле в качестве прокурора, полагал решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Решение гарнизонного военного суда относительно требований Борисова В.П. о признании незаконными действий Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанных с исключением военнослужащего из списков личного состава части без обеспечения денежным довольствием, является правильным.
Так, из материалов дела усматривается, что на момент исключения из списков личного состава воинской части - 29 июля 2012 года, заявитель не был обеспечен денежным довольствием. Согласие на своё исключение без выплаты положенного довольствия он не давал.
Согласно пункту 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава без его согласия не исключается.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости переноса даты исключения Борисова В.П. из списков личного состава воинской части на день полного расчета с ним положенным денежным довольствием, то есть на 9 августа 2012 года.
Отказывая Борисову В.П. в удовлетворении его требования о предоставлении основного отпуска за 2012 год пропорционально прослуженному времени, с учётом перенесённой даты исключения из списков личного состава воинской части на 9 августа 2012 года, Читинский гарнизонный военный суд в своём решении указал, что поскольку в промежуток времени восстановления на военной службе заявитель на службу не являлся и каких-либо обязанностей по военной службе не исполнял, то основания для предоставления ему отпуска за период с 1 по 9 августа 2012 года отсутствуют. При этом суд в решении также пришёл к выводу о том, что включение в срок службы Борисову В.П. периода восстановления его прав, то есть с 30 июля по 9 августа 2012 года, а также выплата ему денежного довольствия за данный период, является достаточным восстановлением его прав и компенсации причинённого ему ущерба.
Однако, с данными выводами гарнизонного военного суда согласиться нельзя, поскольку они противоречит материальному праву. Действующее законодательство не допускает возможности сокращения продолжительности или лишения военнослужащего основного отпуска в мирное время.
Так, согласно пункту 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, днём окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы, предоставляемого на основании приказа командира воинской части, устанавливается до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах и с учётом переноса даты исключения Борисова В.П. из списков личного состава воинской части до 9 августа 2012 года заявитель имеет право на основной отпуск за период военной службы, исчисленной до этой даты.
Неправильно применив материальный закон, а также сделав не верные выводы относительно установленных по делу доказательств, суд первой инстанции пришёл к ошибочному мнению об отказе в удовлетворении требования о предоставлении отпуска с учётом прохождения военной службы заявителя в августе 2012 года.
Решая вопрос о количестве предоставления Борисову В.П. дополнительных суток основного отпуска за период с 1 по 9 августа 2012 года окружной военный суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, продолжительность основного отпуска военнослужащего в год увольнения его с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.
В силу подпункта "г" пункта 2 и абзаца 4 подпункта "б" пункта 4 статьи 29 этого же Положения, а также пункта 34 раздела 3 Приложения N2 к Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2000 года N434, военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, продолжительность основного отпуска устанавливается в количестве 45 суток, при этом военнослужащим, проходящим службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, к которым относится в том числе и Забайкальский край, продолжительность основного отпуска увеличивается на 5 суток.
Как видно из материалов гражданского дела продолжительность военной службы Борисова В.П. в льготном исчислении составляет более 20 лет, которую в 2012 году он проходил на территории Забайкальского края.
Таким образом, с учётом вышеуказанного следует считать очевидным, что продолжительность основного отпуска установлена заявителю в количестве 50 суток. Одновременно с этим, применяя правила исчисления продолжительности основного отпуска, суд второй инстанции полагает, что продолжительность основного отпуска Борисова В.П. за восемь месяцев 2012 года должна составлять 35 суток (45/12х8+5=35).
Как следует из справки командира войсковой части 00000 от 10 января 2013 года N 18, основной отпуск за 2012 год полковнику Борисову В.П. был предоставлен в количестве 32 суток (без учёта времени необходимого для следования к месту его проведения и обратно), то есть на трое суток меньше, чем положено.
Следовательно, датой исключения из списков личного состава воинской части Борисова суд признаёт 12 августа 2012 года (9 августа + трое суток)
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, а решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования заявителя о предоставлении дополнительных суток основного отпуска за 2012 год, с учётом изменённой даты исключения его из списков личного состава части, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах окружной военный суд также приходит к выводу о необходимости полного возмещения Борисову В.П., в соответствии со статьёй 98 ГПК РФ, понесённых им по делу судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подачи заявления и апелляционной жалобы в суд, поскольку они подтверждаются соответствующими квитанциями.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2012 года по гражданскому делу по заявлению Борисова В.П. об оспаривании действий Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанных с исключением заявителя из списков личного состава части без обеспечения положенным денежным довольствием, изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в новой редакции:
"Заявление Борисова В.П. удовлетворить.
Признать незаконными действия Министра обороны Российской Федерации и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанные с исключением полковника Борисова В.П. из списков личного состава войсковой части 00000 без обеспечения денежным довольствием.
Обязать Министра обороны РФ внести изменение в свой приказ от 3 июля 2012 года N " ... " в части указания даты исключения из списков личного состава полковника Борисова В.П., указав в качестве такой даты 12 августа 2012 года.
Обязать Министра обороны Российской Федерации и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" обеспечить Борисова В.П. денежным довольствием по 12 августа 2012 года.
Взыскать с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу Борисова В.П. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей".
Взыскать с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу Борисова В.П. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в размере 100 рублей.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.