Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 25 апреля 2013 г. по делу N 33-77/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего Шагинова А.Л.,
судей - Кулибабы Г.Л. и Романенко Д.А.,
при секретаре Барышникове М.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 старшего лейтенанта Макаряна А.Д. об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны РФ" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанных с выплатой в меньшем размере процентной надбавки к денежному довольствию за военную службу в отдалённой местности за период с января 2012 года по январь 2013 года, по апелляционной жалобе представителя заявителя по доверенности - Макарян Е.Н. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Романенко Д.А., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, а также выступление представителя заявителя - Макарян Е.Н. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Макарян обратился в суд заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу в войсковой части 00000, дислоцированной в "адрес". С ноября 2011 года к его денежному довольствию была установлена процентная надбавка за службу в отдалённой местности (далее - процентная надбавка) в размере 30 процентов. Однако в январе 2012 года размер данной надбавки был снижен до 10 процентов.
Полагая свои права нарушенными, Макарян просил суд признать действия руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанные с недоплатой процентной надбавки, незаконными, обязать указанное должностное лицо установить её в размере 30 процентов и произвести доплату этой надбавки в размере 20 процентов за период с января 2012 года по январь 2013 года.
Судом первой инстанции привлечён к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министр обороны РФ.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2013 года требования Макаряна удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Министра обороны РФ и командира войсковой части 00000, связанные с выплатой заявителю процентной надбавки в меньшем размере за период с 24 ноября 2012 года по 31 января 2013 года, обязал командира войсковой части 00000 представить Министру обороны РФ проект приказа об установлении Макаряну с 24 ноября 2012 года процентной надбавки к денежному довольствию в размере 20 процентов, а Министра обороны РФ - издать данный приказ.
Также суд первой инстанции обязал Министра обороны РФ, командира войсковой части 00000 и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" произвести заявителю доплату процентной надбавки в размере 10 процентов за период с 24 ноября 2012 года по 31 января 2013 года и в целях обеспечения исполнения решения взыскал с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу Макаряна задолженность по надбавке за указанный период в сумме " ... " рублей (за вычетом налога на доходы физических лиц).
В удовлетворении остальной части требований заявителя суд отказал.
Пропорционально размеру удовлетворенных судом требований Макаряну частично присуждены судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины, на сумму 100 рублей, которые взысканы с ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
В апелляционной жалобе представитель заявителя Макарян просит решение суда отменить в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение - об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы представитель заявителя обращает внимание на то, что Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, в соответствии с которым надбавка за службу в отдалённой местности была установлена Макаряну в размере 30%, действовал до 8 июня 2012 года, в связи с чем полагает, что оснований для уменьшения заявителю размера надбавки до указанной даты не имелось вовсе.
Автор жалобы также полагает, что новый порядок выплаты процентной надбавки, установленный постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1237, не может распространяться на тех военнослужащих, которые получили право на получение этой надбавки по ранее действовавшему законодательству. По её мнение, суд в данном случае необоснованно придал обратную силу закону, который ухудшает правовое положение заявителя.
Министр обороны РФ, командир войсковой части 00000, руководитель ФКУ "ЕРЦ МО РФ", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание представителей не направили и о причинах неявки не сообщили.
Также не явился в заседание суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещённый о времени и месте его проведения заявитель Макарян.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восточно-Сибирский окружной военный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, которое является законным и обоснованным.
Вопреки утверждениям в жалобе, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно. При этом выводы суда по существу заявленных Макаряном требований основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют материалам дела.
Согласно положениям статей 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей с 1 января 2012 года) военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов
В соответствии с пунктами 24 и 25 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в отдаленных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом процентных надбавок. При этом размеры процентных надбавок и порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1237 (пункты 20, 21) вся территория Забайкальского края (за исключением территорий Каларского, Тунгиро-Олекминского и Тунгокоченского районов) отнесена к районам, в которых к денежному довольствию военнослужащих применяются процентные надбавки в размере до 30 процентов (IV группа территорий).
Названным постановлением Правительства РФ также утверждены Правила применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиям, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (далее - Правила).
Согласно подп. "г" пункта 5 Правил, процентные надбавки устанавливаются военнослужащим в зависимости от продолжительности их стажа службы в районе (местности), отнесенной к IV группе территорий, в следующих размерах: 10 процентов за первый год стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые 2 последующих года стажа, но не более 30 процентов.
Как усматривается из материалов дела, Макарян проходит службу в отдалённой местности ( "адрес") с 24 ноября 2009 года (л.д. 4, 18). Следовательно, по состоянию на 24 ноября 2012 года стаж его службы в отдалённой местности составил 3 года.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в период с 1 января по 23 ноября 2012 года заявитель имел право на получение процентной надбавки к денежному довольствию в размере 10%, а с 24 ноября 2012 года - 20%.
Что же касается того обстоятельства, что до 1 января 2012 года Макаряну уже была установлена и выплачивалась процентная надбавка за службу в отдалённой местности в размере 30 процентов, то окружной военный суд исходит из следующего.
Новые Правила применения процентных надбавок к денежному довольствию за службу в отдалённой местности были приняты Правительством РФ во исполнение Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и действуют с 1 января 2012 года.
Как следует из положений данного Закона, принимая указанный нормативный акт, законодатель коренным образом реформировал систему денежного довольствия военнослужащих, что привело к существенному его повышению. При этом денежное довольствие не просто пропорционально увеличилось у всех категорий военнослужащих, а изменилась сама система производимых выплат.
Представитель заявителя - Макарян Е.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что денежное довольствие заявителя с 1 января 2012 года существенно увеличилось.
Таким образом, поскольку введение новой системы обеспечения военнослужащих денежным довольствием не повлекло уменьшения размера ежемесячного денежного довольствия заявителя, то снижение размера процентной надбавки за службу в отдалённой местности, произведённое командованием в соответствии с действующим законодательством, вопреки доводам автора жалобы, прав заявителя не нарушило.
То обстоятельство, что Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, утверждённый приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N200, утратил силу только 8 июня 2012 года, на законность принятого по делу решения повлиять не может. С 1 января по 8 июня 2012 года его положения могли применяться только в части, не противоречащей новому законодательству о денежном довольствии военнослужащих.
С учётом изложенного, окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
Руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Читинского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - Макарян Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.