Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 07 мая 2013 г. по делу N 33-85/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего Шагинова А.Л.,
судей: Рябкова А.А. и Минашкина А.Н.,
при секретаре Быковой Р.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего " ... " военной автомобильной инспекции (территориальной) рядового запаса Кропина Д.С. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны РФ" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанных с исключением из списков личного состава части, по апелляционной жалобе представителя заявителя М. на решение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Минашкина А.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, а также мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
М., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что Кропин с октября 2009 года проходил военную службу по контракту в " ... " военной автомобильной инспекции на должности водителя, имея воинское звание рядового.
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от 1 ноября 2012 года N " ... " Кропин был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, а от 7 декабря 2012 года N " ... " исключён из списков личного состава инспекции с 1 декабря 2012 года.
Поскольку на момент исключения из списков личного состава заявителю не было выплачено в полном объёме денежное довольствие, Кропин, оспаривая приказ Министра обороны РФ от 7 декабря 2012 года N " ... ", просил перенести дату исключения из списков личного состава инспекции на день поступления денежных средств на банковскую карту (28 декабря 2012 года). Кроме того, заявитель просил признать незаконными действия Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанные с выплатой денежного довольствия с января по июнь 2012 года без надбавки к должностному окладу, установленной военнослужащим, проходящим военную службу в военных автомобильных инспекциях.
Решением Кяхтинского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2013 года заявление Кропина удовлетворено частично. Действия Министра обороны РФ, связанные с исключением заявителя из списков личного состава инспекции с 1 декабря 2012 года, признаны незаконными и на данное должностное лицо возложена обязанность внести изменения в приказ, указав дату исключения Кропина из списков личного состава с 12 декабря 2012 года. Помимо этого судом постановлено взыскать с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу заявителя денежное довольствие за период со 2 по 12 декабря 2012 года в сумме " ... " рублей " ... " копеек, а также судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель М. просит решение суда в части отказа в выплате Кропину за период с января по июнь 2012 года надбавки к должностному окладу как военнослужащему, проходящему военную службу в военной автомобильной инспекции, отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, не оспаривая в остальном судебного акта.
В обоснование своей просьбы автор жалобы отмечает, что судом неправильно применены нормы материального права. В частности, приказом Министра обороны РФ от 7 октября 2009 года N1085 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в территориальных военных автомобильных инспекциях Министерства обороны РФ, с 1 января 2010 года была установлена ежемесячная надбавка к окладу по воинской должности за особые условия военной службы. При этом военнослужащим, занимающим воинские должности, для которых штатами предусмотрено воинское звание "рядовой", названную надбавку определено выплачивать в размере 200% оклада по воинской должности.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N2758 (начало действия документа с 8 июня 2012 года) анализируемый приказ Министра обороны от 7 октября 2009 года N1085 признан утратившим силу.
Таким образом, полагает автор жалобы, рядовой Кропин, исполняя обязанности водителя территориальной военной автомобильной инспекции в период с 1 января по 7 июня 2012 года, имел право на получение оспариваемой надбавки, ввиду того, что её выплата была предусмотрена действовавшим на тот период нормативно-правовым актом, не противоречащим положениям федерального законодательства.
Заявитель Кропин и его представитель Макарова, извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в суд не прибыли и просили рассмотреть дело в их отсутствие. Министр обороны РФ, руководитель ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и начальник " ... " военной автомобильной инспекции (территориальной), извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в суд не прибыли, представителей не направили и о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с положениями ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 ГПК РФ окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
В силу частей 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. При этом в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исходя из приведённых положений, при рассмотрении настоящей жалобы окружной военный суд учитывает, что вынесенное судом первой инстанции решение оспаривается только в части вывода по требованиям заявителя о выплате надбавки за особые условия военной службы как военнослужащему военной автомобильной инспекции.
В соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 года N229-ФЗ) в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации могли устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты должны были устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Основываясь на приведённых положениях федерального закона, Министр обороны РФ приказом от 7 октября 2009 года N1085 с 1 января 2010 года установил к выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных автомобильных инспекциях Вооружённых Сил РФ, ежемесячную надбавку к окладу по воинской должности за особые условия военной службы. Военнослужащим, занимающим воинские должности, для которых штатами предусмотрено воинское звание рядового, названная надбавка устанавливалась в размере 200 процентов оклада по воинской должности.
Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N309-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2012 года, в виду формирования новой системы обеспечения военнослужащих денежным довольствием в ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" были внесены изменения. Согласно новой редакции анализируемой статьи, отдельные выплаты военнослужащим с учётом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения военной службы устанавливаются Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных государственных органов.
Исходя из положений ч.18 ст.2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно Правилам выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждённым постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N1073, выплата надбавки за особые условия военной службы военнослужащим военных автомобильных инспекций не предусмотрена. Не упоминается о производстве оспариваемой выплаты военнослужащим военных автомобильных инспекций и в Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих, утверждённом приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N2700 в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Приведённые постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N1073 и приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N2700, регулирующие порядок и условия выплаты военнослужащим ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
В свою очередь, ввиду необходимости приведения нормативных правовых актов в соответствие с изменениями федерального законодательства приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N2758 ранее изданный им приказ от 7 октября 2009 года N1085, предусматривавший выплату военнослужащим военных автомобильных инспекций надбавки за особые условия военной службы, признан утратившим силу.
Таким образом, гарнизонный военный суд, отказывая в удовлетворении требований заявителя о выплате надбавки за особые условия военной службы, правильно исходил из положений действующего законодательства, которым её производство военнослужащим военных автомобильных инспекций не предусмотрено.
Что же касается доводов автора апелляционной жалобы о том, что суд ошибочно не применил действовавший в период с 1 января по 7 июня 2012 года приказ Министра обороны РФ от 7 октября 2009 года N1085, так как его положения не противоречили федеральному законодательству, то они являются несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" со дня его вступления в силу законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются лишь в части ему не противоречащей.
Между тем, исходя из содержания названного Федерального закона, положения приказа Министра обороны РФ от 7 октября 2009 года N1085, находятся в очевидном противоречии как в части определения органа, уполномоченного регламентировать правила выплаты надбавки за особые условия военной службы, так и её максимального размера.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии законных оснований для выплаты заявителю надбавки за особые условия военной службы, которая устанавливалась приказом Министра обороны РФ от 7 октября 2009 года N1085, утратившим силу с 7 июня 2012 года.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2013 года по гражданскому делу по заявлению Кропина Д.С. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Макаровой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.