Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 18 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Президиум Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Сосновского А.В.,
членов президиума Барабанова С.Г, Мироновой Л.Ю.,
Нем В.А., Пилипчук С.В.,
при секретаре Козиной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Лищук Г. А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2012 года по иску Лищук Г. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на пенсию.
Выслушав доклад члена президиума Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения представителя Лищук Г.А. Ратникова К.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края Ткаченко Т.Ю., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда
УСТАНОВИЛ:
Лищук Г.А. обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края с иском о признании права на назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, просила засчитать в стаж работы, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год работы за 1 год и 6 месяцев; период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы в должности "данные изъяты", в ОАО "Санатория Уссури" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год один год работы за 1 год и 3 месяца и обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения права.
В обоснование заявления Лищук Г.А. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста. Решением от 27.04.2011 года N в назначении пенсии ей было отказано с указанием на то, что стаж работы - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный подп. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", составляет менее 25 лет.
В ходе рассмотрения дела Лищук Г.М. дополнила исковые требования, просила суд зачесть в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период работы в должности "данные изъяты" ОАО "Санаторий Уссури" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год работы за год и три месяца, обязать ответчика назначить ей пенсию с момента возникновения права с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 26 июня 2012 года исковые требования Лищук Г.М. удовлетворены. В стаж работы, необходимый для назначения Лищук Г.М. трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, засчитаны периоды ее работы в должности "данные изъяты" в ОАО "Санаторий Уссури" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год работы за 1 год и 3 месяца. В стаж работы Лищук Г.М. включен период ее нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год работы за 1 год и 6 месяцев, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края возложена обязанность назначить Лищук Г.А. досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2012 года решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 26 июня 2012 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Лищук Г.А. удовлетворены частично. В стаж работы, необходимый для назначения Лищук Г.М. трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, засчитан период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении исковых требований Лищук Г.А. в остальной части отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю. от 25 января 2013 года кассационная жалоба Лищук Г.А. вместе с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В соответствии с частью 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено президиумом Хабаровского краевого суда в отсутствие Лищук Г.А., уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителя заявителя Лищук Г.А. Ратникова К.В., поддержавшего кассационную жалобу, объяснения представителя Пенсионного фонда РФ Ткаченко Т.Ю., возражавшей против удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу апелляционного определения, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что кассационная жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению, принятое по делу апелляционное определение подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения вступивших в силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста (подпункт 20 пункта 1 статьи 27). Таким образом, Федеральный закон право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, связывает с продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья, при этом списки соответствующих должностей и учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
При разрешении настоящего дела судами установлено, что Лищук Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала "данные изъяты" в хирургическом отделении МУЗ "Центральная районная больница", расположенной "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности "данные изъяты", в санатории "Уссури", что подтверждается копией трудовой книжки, которая имеется в материалах дела.
Решением Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N Лищук Г.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа 25 лет, требуемого в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанным решением в специальный стаж не зачтены периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты" в ОАО "Санаторий Уссури", так как указанная работа осуществлялась в организации, не поименованной в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2001г. N781.
Также в стаж работы, необходимый для назначения Лищук Г.М. трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, не зачтены период ее нахождения в отпуске по беременности и родам после ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтены в специальный стаж работы в календарном исчислении.
При разрешении дела суд первой инстанции исходил из того, что поскольку назначением ОАО "Санаторий Уссури" является осуществление лечебной деятельности, что соответствует требованиям ст.27 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О трудовых пенсиях", лечебные учреждения, в которых работала истица расположены в сельской местности, то работа истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ОАО "Санаторий Уссури" подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении один год работы за один год три месяца. Период нахождения Лищук Г.А. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев в соответствии с правовыми нормами, действовавшими на момент начала отпуска. Период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, так как за Лищук Г.А. на это время сохранялось рабочее место и средний заработок, уплачивались страховые взносы.
Не соглашаясь с выводом районного суда о включении в специальный стаж периода работы истицы медицинской сестрой в санатории "Уссури", судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда указала, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Данные Списки
содержат конкретный перечень наименований должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения и расширительному толкованию не подлежат. ОАО "Санаторий Уссури" Списком не поименован. ОАО "Санаторий Уссури" по организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения и не имеет конкретного профиля лечения. Эти обстоятельства, как указано в апелляционном определении, исключают возможность включения периодов работы в данном учреждении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем приведенные выводы суда второй инстанции являются ошибочными, так как судом были неправильно применены подлежащие применению в данном деле правовые нормы, не учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также разъяснения по вопросам применения пенсионного законодательства, данные в Постановлении Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 (действовавшему по 31 октября 1999 года) засчитывается в специальный трудовой стаж работа в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
В соответствии со Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года N1066, а также от 29 октября 2002 года N781, санатории (курорты), в том числе для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата относятся к учреждениям, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Уставом, а также лицензиями на осуществление медицинской деятельности санаторий "Уссури" осуществлял и осуществляет медицинскую деятельность. Санаторий "Уссури" относится к многопрофильным санаториям, осуществляющим, в том числе, санаторно-курортное лечение больных с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что санаторий "Уссури" (после изменения организационно-правовой формы - открытое акционерное общество) является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, и не может быть отнесен к учреждениям, а, следовательно, на него не распространяются нормативные акты, определяющие список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, нельзя признать правильным, поскольку указанные судом обстоятельства основаниями к отказу в реализации гражданами право на трудовую пенсию в льготном порядке не являются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03 июня 2004 года N11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии": при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Исходя из приведенных положений иная организационно-правовая форма юридического лица, осуществляющего лечебную деятельность или иную деятельность по охране здоровья граждан, как и форма собственности, сами по себе не могут служить достаточным основанием к отказу в назначении гражданину трудовой пенсии досрочно.
Нельзя признать правильной и ссылку суда апелляционной инстанции на то, что санаторий "Уссури" не имеет конкретного профиля лечения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список N 1066 от 22.09.1999), который вводился в действие с 01.11.1999 и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности врача-специалиста санатория (курорта) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и Списком N 781 от 29.10.2002 (пункт 21 раздела "Наименования должностей").
Таким образом, при разрешении требований о включении в стаж лечебной и иной деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии, периодов работы в санатории после ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельством, имеющим значение для дела, является осуществление санаторием лечебной и иной деятельности по профилю, предусмотренному Списками N 1066 от 22.09.1999, N 781 от 29.10.2002. Для разрешения вопроса о включении в специальный медицинский стаж периодов осуществления медицинской деятельности в санатории необходимо установить, предусмотрено ли уставными документами, лицензиями санатория (курорта) осуществление на спорный период трудовой деятельности гражданина, приходящийся на период после ДД.ММ.ГГГГ, осуществление медицинской деятельности по одному из профилей видов деятельности, дающих право на зачет периода работы в специальный медицинский стаж.
В силу пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения работа в любой должности, указанной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка.
Должность медицинской сестры поименована в разделе "Наименование должностей" Списка.
В пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка перечислены санатории (курорты), в которых лечение осуществляется по определенному профилю (например, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психоневрологические).
Это означает, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Следовательно, медицинские сестры, работавшие в многопрофильных санаториях, осуществляющих лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики за третий квартал 2006 года об оценке пенсионных прав медицинских сестер, работавших в многопрофильных санаториях, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 29.11.2006г.
Удовлетворяя требования Лищук Г.А. о включении в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы истицы в санатории "Уссури", суд первой инстанции исходил из того, что наименование организации "санаторий" и должности истицы включены в Список N 781 от 29.10.2002, в спорные периоды санаторий осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья в соответствии с Уставом и выданными лицензиями на осуществление медицинской деятельности по различным профилям, что подтверждается исследованными судом документами, в том числе отчетами, справками о пролеченных больных.
Эти выводы суда первой инстанции соответствуют установленным при рассмотрении дела данным и положениям закона, в связи с чем оснований для признания их неправильными у суда апелляционной инстанции не имелось.
Ошибочной является и позиция суда второй инстанции по вопросу о включении в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.
Суд апелляционной инстанции признал неправильными выводы районного суда о включении в специальный стаж работы времени нахождения Лищук Г.А. в отпусках по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет и до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также о включении в специальный стаж работы в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев периода нахождения Лищук Г.А. в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как видно из текста решения суда первой инстанции, оно не содержит вывода о включении в специальный стаж работы времени нахождения Лищук Г.А. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Такие требования истицей не заявлялись и предметом рассмотрения суда не были.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением пенсионного органа о том, что в связи с вступлением в законную силу 6 октября 1992 года Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии подлежит лишь период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, судом апелляционной инстанции указано на ошибочность вывода районного суда о включении указанного периода ( ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в специальный стаж работы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периода.
Изложенные выводы суда апелляционной инстанции существенно нарушают нормы материального права и постановлены без учета разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения 6 октября 1992 года изменений в данную норму закона.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Принимая во внимание, что отпуск истицы по беременности и родам начался с ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, а затем до достижения им возраста трех лет начался с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (части 2), 15 (части 4), 17 (части 1), 18, 19, 55 (части 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды нахождения в указанных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж работы.
Вывод суда апелляционной инстанции о включении в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периода нахождения Лищук Г.А. в отпуске по уходу за ребенком в календарном исчислении также основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Между тем для отдельных категорий лиц установлено льготное исчисление специального стажа на условиях и по основаниям, предусмотренных Правилами.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктами "а", "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" МУЗ "Ленинская Центральная районная больница" действовали Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 (действовал до 13.11.2002 г.); Список должностей и Правила исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 (действовали с 01.11.1999 г. по 13.11.2002 г).
Пунктом 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 указанного Постановления установлены правила исчисления сроков, согласно которым среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и 6 месяцев.
Из пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 следует, что в специальный стаж засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей 1991 г., а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Списком и Правилами, утвержденными данным Постановлением от 22.09.1999 г. N 1066, предусмотрено, что один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев среднему медицинскому персоналу, в частности, операционным сестрам, осуществляющим деятельность в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных медицинских учреждений, при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.
Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Поскольку периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что по трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он посредством выплаты пособия по государственному социальному страхованию по беременности и родам.
Таким образом, период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ N 173-ФЗ.
Включение в специальный стаж в календарном исчислении времени нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является правильным.
Вместе с тем, как обоснованно указывается в кассационной жалобе, включению в специальный стаж подлежит и период нахождения на курсах повышения квалификации во время работы истицы в санатории "Уссури" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем был сделан вывод в решении суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции вопрос о включении указанного периода работы в специальный стаж не обсуждал исходя из того, что работа истицы медицинской сестрой в санатории "Уссури" не дает право на назначение трудовой пенсии в льготном порядке в связи с осуществлением медицинской деятельности. Эти выводы признаются судом кассационной инстанции неправильными по основаниям, изложенным выше.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж времени нахождения истицы на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 112 Кодекса законов о труде РСФСР (действовавшего до 01.02.2002 года), предусматривавшей, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно статье 59 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан условием осуществления медицинской деятельности является наличие сертификата специалиста, выдаваемого на срок 5 лет, что предполагает обязательное прохождение обучение медицинскими работками в форме повышения квалификации, специализации.
Постановлением Совмина РФ от 17.12.1959 года N 1397 (действовавшего до 01.10.1993 года) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Положением установлено, что в стаж работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Следовательно, в период нахождения Лищук Г.А ... на курсах повышения квалификации, куда она была направлена работодателем, за ней сохранялось место работы (должность), заработная плата. Из заработной платы, выплаченной за этот период времени, были произведены отчисления страховых взносов. Поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также как и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в календарном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
При таком положении приведенные в апелляционном определении мотивы, по которым судом апелляционной инстанции отменено правильное по существу решение районного суда и отказано в удовлетворении предъявленных истицей требований о зачете в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, периодов работы Лищук Г.А. в должности "данные изъяты" в ОАО "Санаторий "Уссури" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, о назначении пенсии, не соответствуют закону.
Допущенная судом второй инстанции ошибка в применении норм материального права является существенным нарушением закона, повлекшим неправильное разрешение дела, вследствие чего судебная защита и восстановление права истицы на пенсионное обеспечение на условиях, определенных федеральным законом, обеспечены не были.
Исправление допущенной ошибки невозможно без отмены принятого по делу апелляционного определения.
Постановленное судом первой инстанции решение по существу спора является правильным, соответствует установленным фактическим обстоятельствам спора и подлежащим применению в данном деле правовым нормам.
Допущенная в тексте резолютивной части решения суда первой инстанции описка в указании даты нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком на правильность выводов суда по существу дела не влияет и подлежит исправлению судом кассационной инстанции на основании ст. 200 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Принимая по внимание установленные судом первой инстанции данные, в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности, подлежит включению время нахождения Лищук Г. А. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год за год и шесть месяцев.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Лищук Г. А. удовлетворить,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2012 года отменить,
исправить допущенную в решении Индустриального районного суда г.Хабаровска от 26 июня 2012 года описку в указании даты нахождения Лищук Г. А. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком,
включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности, время нахождения Лищук Г. А. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один год за год и шесть месяцев.
В остальной части решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 26 июня 2012 года оставить без изменения.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Сосновский А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.