Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Верхотуровой И.В., Железовского С.И.
при секретаре Федотовой Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19.04.2013 года в городе Хабаровске дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации у ОАО "Хабаровский речной торговый порт" об освобождении земельного участка,
по апелляционному представлению Хабаровского транспортного прокурора на решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 24 января 2013 г.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И. объяснения помощника Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Семеновой О.Е., представителя ОАО "РЖД" Денисенко С.В., представителя ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Барабаш О.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к ОАО "Хабаровский речной торговый порт" об освобождении земельного участка.
В обоснование иска указал, что им проведена проверка по факту незаконного захвата земельного участка, расположенного в полосе отвода железных дорог, являющегося собственностью РФ и переданного по договору аренды ОАО "РЖД". По факту проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", расположенный в "адрес", используемый под полосу отвода железной дороги, является федеральной собственностью и принадлежит на праве аренды ОАО "РЖД" на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, срок договора составляет 49 лет. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в полосе отвода железных дорог на территории парка Хабаровск-Пристань станции Хабаровск-1 в районе железнодорожного пути N, который является продолжением пути N, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ОАО "Хабаровский речной торговый порт" установлены ворота, что подтверждается объяснениями начальника станции Хабаровск-1 ФИО1 инженера ПЧ-5 ФИО2 заместителя генерального директора по эксплуатации и коммерческой работе ОАО "Хабаровский речной торговый порт" ФИО3., справкой от ДД.ММ.ГГГГ N. Какие-либо правовые основании и документы о передаче земельного участка для установки и эксплуатации указанного ограждения в Дирекции отсутствуют, договор субаренды с ОАО "ХРТП" не заключался. Согласно пояснениям заместителя генерального директора по эксплуатации и коммерческой работе ОАО "Хабаровский речной торговый порт" ФИО3., в связи с тем, что ОАО "ХРТП" присвоена 1 категория по транспортной безопасности в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности территория порта должна быть ограждена, и введена система внутриобъектового и пропускного режима. Также на территории порта в районе грузового парка "Ветка" находится международный пункт пропуска "Хабаровск - грузовое направление". В соответствии с требованиями таможенных и пограничных органов территория пункта пропуска также должна быть ограничена. ОАО "ХРТП" не отрицает факт нахождения указанных ворот в районе полосы отвода железной дороги, что также подтверждается объяснением ФИО3., планом земельного участка ОАО "ХРТП". Пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "РЖД". Таким образом, установка ответчиком ворот, расположенных в полосе отвода на территории парка Хабаровск-Пристань станции Хабаровск-1 в районе железнодорожного пути N, нарушает нормы закона и создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Прокурор просит обязать ОАО "Хабаровский речной торговый порт" освободить земельный участок, кадастровый номер N, являющийся федеральной собственностью и находящийся в аренде ОАО "РЖД" для использования под полосу отвода железной дороги, от ворот, расположенных в полосе отвода железной дороги на территории парка Хабаровск-Пристань ст. Хабаровск-1 в районе железнодорожного пути N.
Решением Кировского районного суда гор. Хабаровска от 24 января 2013 года исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении Хабаровский транспортный прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его необоснованность, поскольку судом установлено, что ОАО "ХРТП" установило ворота на земельном участке, являющемся федеральной собственностью и переданном в аренду ОАО "РЖД".
В возражениях на апелляционное представление представитель ОАО "Хабаровский речной торговый порт" генеральный директор Обухов Ю.П. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление Хабаровского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства:
Согласно договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Хабаровского края предоставило ФГУП "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения РФ" во владение и пользование на правах аренды земельный участок из земель поселений с кадастровым N, находящийся по "адрес" для использования в целях полосы отвода железной дороги, в границах, указанных в кадастровой карте, на срок три года. На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю предоставило ОАО "Хабаровский речной торговый порт" во владение и пользование на праве аренды земельный участок с кадастровым N местонахождение которого установлено относительно ориентира нежилое строение (Склад литер Ц), расположенного в границах участка, адрес ориентира: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, под фактически возведенное строение грузового порта, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Срок аренды участка до ДД.ММ.ГГГГ.
Железнодорожные пути не общего пользования, расположенные в пределах территории грузового района "Ветка" ОАО "Хабаровский речной торговый порт", находятся на балансе Пятой Хабаровской дистанции пути (ПЧ-5) филиала ОАО "РЖД". ОАО "ХРТП" является пользователем железнодорожных путей не общего пользования по п. 1.1 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути не общего пользования, расположенном в пределах территории грузового района "Ветка" ОАО "ХРТП", примыкающего к станции "Хабаровск-1" ДВЖД. Данная Инструкция предусматривает и порядок въезда состава на железнодорожный путь не общего пользования (пункт 2.7), так перед въездом вагонов на железнодорожные пути, расположенные на территории ОАО "ХРТП" дежурный по станции Хабаровск-Пристань сообщает по телефону сменному помощнику начальника грузового района "Ветка" о постановке вагонов на железнодорожные пути не общего пользования и согласовывает расстановку по фронтам выгрузки. Последний отдает команду охраннику службы охраны ОАО "ХРТП", который открывает ворота на железнодорожные пути не общего пользования и при помощи фиксаторов закрепляет их от самопроизвольного закрытия во время подачи и уборки вагонов.
По техническому паспорту железнодорожного пути не общего пользования ОАО "Хабаровский речной торговый порт", примыкающего к станции Хабаровск-Пристань (Парк ст. Хабаровск-1) от 2009 года отсутствуют искусственные сооружения, ворота, которые бы исключали доступ на путь N, принадлежащий владельцу инфраструктуры - ОАО "РЖД".
Судом первой инстанции установлено, что в Парке Хабаровск-Пристань путь N, который является продолжением пути N, перекрыт воротами, которые закрыты поскольку ОАО "Хабаровский речной торговый порт" обязан обеспечивать транспортную безопасность, не допускать свободный доступ на закрепленную за обществом территорию. Данная территория должна быть огорожена и ограничен доступ посторонним лицам. Имеющееся ограждение с воротами ограждает границы порта, что соответствует требованиям транспортной безопасности.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, находится в полосе отвода железнодорожной станции Хабаровск-1 железной дороги и входит в состав земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", предоставленного в аренду ОАО "РЖД". При этом железнодорожный путь N заходит на территорию земельного участка федеральной собственности, предоставленной в аренду ОАО "ХРТП".
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ заключенном между Министерством имущественных отношений Хабаровского края и ФГУП "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения РФ" срок аренды земельного участка продлен на 49 лет. Грузовой район "Ветка" ОАО "ХРТП" и Хабаровская - Пристань железнодорожной станции Хабаровск-1 являются объектами транспортной инфраструктуры, согласно п. 5 ст. 1 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16- ФЗ "О транспортной безопасности". ОАО "Хабаровский речной торговый порт" и ОАО "РЖД" являются субъектами транспортной инфраструктуры.
Оценивая установленные обстоятельства при разрешении иска суд правомерно руководствовался ст. 9 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 7, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, п. 10 ст. 1, ст. 2, 4 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п. 5.26 (5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.4) Приказа Минтранса РФ от 8 февраля 2011г. N41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", ст. ст. 209, 608 Гражданского кодека Российской Федерации, ст. 45 ГПК РФ.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами и разрешая заявленные прокурором требования в интересах Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Ворота, ограждающие территорию ОАО "ХРТП" соответствуют требованиям транспортной безопасности. Земельный участок, занимаемый ОАО "ХРТП" передан Российской Федерацией в аренду порту. Земельный участок, занимаемый ОАО "РЖД" передан Российской Федерацией в аренду ОАО "РЖД". Тем самым, нарушение интересов Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционного представления Хабаровского транспортного прокурора не содержат оснований для отмены постановленного по делу решения.
Судебная коллегия считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 24 января 2013 года по иску Хабаровского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ОАО "Хабаровский речной торговый порт" об освобождении земельного участка - оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Хабаровского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Гвоздев.
Судьи: И.В. Верхотурова,
С.И. Железовский.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.