Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Федоровой Г.И.
судей Герасимовой О.В., Порохового С.П.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года гражданское дело по иску Олефиренко А. Д. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства РФ, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о возмещении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по апелляционной жалобе представителя Министерства Финансов Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 05 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" Скоп Т.П., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Олефиренко А.Д. обратилась в суд к Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства РФ о возмещении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указала, на то, что до ДД.ММ.ГГГГ она как специалист Государственного учреждения здравоохранения "Высокогорный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства сообщений РФ" на основании ч.2 ст. 63 Федерального закона "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от ДД.ММ.ГГГГ N получала льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В данном учреждении, расположение которого относится к сельской местности, работала в должности помощника врача-эпидемиолога. С данной должности была уволена на основании приказа по учреждению от ДД.ММ.ГГГГ за N в связи с сокращением штата работников по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесенными изменениями в ст. 63 Федерального закона "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", исключена часть 2 данной статьи, она перестала получать льготу по оплате жилья и коммунальных услуг. Указанная выше статья была дополнена частью 4, которой предусматривается, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данные меры Правительством Российской Федерации не установлены. В связи с чем, ёю были оплачены полностью счета по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых по "адрес" в размере "данные изъяты", которые просит взыскать в связи с бездействием Правительства Российской Федерации с Министерства финансов РФ в лице Казначейства РФ. Также в связи с неправомерным уклонением от исполнения своих обязанностей Правительством Российской Федерации за каждый просроченный месяц не предоставления ей льгот по оплате жилья и коммунальных услуг просит взыскать 1% за неправомерной пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере "данные изъяты".
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 30.07.2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 5 декабря 2012 года исковые требования Олефиренко А.Д. удовлетворены частично.
В пользу Олефиренко А.Д. с Министерства финансов РФ взыскана компенсация за отопление и использование электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты", судебные расходы в сумме "данные изъяты", всего "данные изъяты". В остальной части заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов РФ просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации
от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" определен порядок осуществления выплат медицинским и фармацевтическим работникам, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях, за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. А также вышеуказанным Постановлением предусмотрен размер единовременной денежной выплаты исходя из ежемесячного расчёта за каждый год, что данные меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе в случае их увольнения до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, считают, что требования к Министерству финансов РФ заявлены не обосновано, расчёт компенсации по отоплению и освещению должен быть произведён с учётом вышеуказанного Постановления.
Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступило.
В заседание судебной коллегии истец Олефиренко А.Д., представитель ответчика Министерства финансов РФ не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах не явки представитель ответчика не известил, истец просит рассмотреть в её отсутствие, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Скоп Т.П. просит отменить решения суда как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение материального права, без учёта всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и вынести по делу новое решение отказав в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы,судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части с вынесением в данной части нового решения.
Удовлетворяя частично заявленные исковые требования, взыскав установленную судом к взысканию денежную сумму в пользу Олефиренко А.Д. с Министерства финансов РФ, суд первой инстанции исходил из наличия права у Олефиренко А.Д. в спорный период времени на бесплатное предоставление ей квартиры с отоплением и освещением. При этом поскольку Правительством Российской Федерации после изменения в законодательстве с 1.01.2005 года не был разработал порядок предоставления мер социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, суд первой инстанции посчитал необходимым взыскать компенсацию расходов понесенных Олефиренко А.Д. по оплате отопления и освещения с Министерства финансов РФ за счёт казны Российской Федерации в размере фактически понесённых расходов.
Судебная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции в части, что понесенные Олефиренко А.Д. расходы по оплате отопления и освещения подлежат взысканию с Министерства финансов РФ за счёт казны Российской Федерации в размере фактически понесённых ею расходов в связи с отсутствием разработанного Правительством Российской Федерации с 1.01.2005 года порядка предоставления мер социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения.
Как следует из материалов гражданского дела, Олефиренко А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ работала в Государственном учреждении здравоохранения "Высокогорный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства сообщений РФ" в должности "данные изъяты". Расположение данного учреждения относится к сельской местности. С данной должности была уволена на основании приказа по учреждению от ДД.ММ.ГГГГ за N в связи с сокращением штата работников по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ. Стаж работы Олефиренко А.Д. в сельской местности составляет более 10 лет.
Олефиренко А.Д. проживает по адресу: "адрес", несет бремя содержания коммунальных платежей.
Олефиренко А.Д. как медицинский работник на основании пункта 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" (признанное не действующим на территории Российской Федерации на основании Постановление Правительства РФ от 14 октября 2003 года N 625), и ч.2 ст. 63 Федерального закона "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22.07.10993 года N (утратившей силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ), до 1.01.2005 года получала льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
С ДД.ММ.ГГГГ Олефиренко А.Д. перестала получать льготу по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" было установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Статьёй 8 Федерального Закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ определено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем к спорному периоду правоотношений подлежат применению вышеизложенные нормы Законов.
Государственное учреждение здравоохранения "Высокогорный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства сообщений РФ" на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N от ДД.ММ.ГГГГ было реорганизовано в Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", которое является правопреемником и в последствии было переименовано в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае".
В связи с чем, меры социальной поддержки работников данного учреждения должны быть установлены Правительством Российской Федерации.
Данные меры социальной поддержки установлены Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях". Пунктом 2 данного Постановление предписано осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета "данные изъяты" в месяц в ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" в месяц в ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" в месяц в ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" в месяц в ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" в месяц в ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" в месяц в ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" в месяц в ДД.ММ.ГГГГ.
При этом пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как установлено Олефиренко А.Д. имела право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Олефиренко А.Д. льгота по оплате отопления и освещения не предоставлялась.
С ДД.ММ.ГГГГ Олефиренко А.Д. на основании пп. 4 п. 4 ст. 5 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 года за N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей имеющих детей и иных категорий граждан", как член семьи Ветерана труда (супруга), пользуется правом на 50 процентную скидку на оплату жилого помещения.
Исходя из содержания искового заявления, также представленного Олефиренко А.Д. расчёта денежной суммы подлежащей взысканию в её пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия принимает, что истцом требования о взыскании компенсации за расходы по оплате отопления и освещения, взысканию процентов за незаконное удержание денежных средств заявлены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В связи с чем, с учётом вышеизложенного Олефиренко А.Д. подлежит выплата компенсация расходов понесенных ею по оплате отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из расчета установленного пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ, которая составляет "данные изъяты"
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 вышеуказанного Постановления предоставлению Олефиренко А.Д. за ДД.ММ.ГГГГ не подлежат в связи с тем, что она пользовалась правом на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании нормативного правового акта субъектов Российской Федерации, Закона Хабаровского края от 26.01.2005 года за N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей имеющих детей и иных категорий граждан".
Согласно пункта 3 ранее указанного Постановления меры социальной поддержки, предусмотренные данным Постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в случае их увольнения до ДД.ММ.ГГГГ по последнему месту их работы. То есть установленный судебной коллегией размер компенсации "данные изъяты" подлежит взысканию в пользу Олефиренко А.Д. с Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", которое является правопреемником Государственного учреждения здравоохранения "Высокогорный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства сообщений РФ".
Заявление представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению, так как Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" предусматривается осуществление единовременной денежной выплаты за весь прошедший период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением периода, когда данный работник пользовался правом на какую либо иную льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со статьёй 98 и ч.4 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ в пользу Олефиренко А.Д. подлежит в порядке возврата взысканию государственная пошлина, оплаченная при подаче искового заявления, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере "данные изъяты".
В части взыскания процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 Гражданского кодекса РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере "данные изъяты" суд первой инстанции правомерно отказал, так как в данном случае обязанность по возмещению процентов за пользование чужими денежными средствами возникнет у ответчика в порядке ст. 395 Гражданского кодекса РФ в случае не исполнения решения суда о выплате взысканной судом денежной суммы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 05 декабря 2012 года по иску Олефиренко А. Д. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства РФ, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о возмещении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в части взыскания в пользу Олефиренко А. Д. с Министерства финансов РФ компенсации за отопление и использование электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты", судебных расходов в сумме "данные изъяты", отменить.
В данной части вынести новое решение.
Взыскать в пользу Олефиренко А. Д. с Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" компенсацию за отопление и использование электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты", судебные расходы в сумме "данные изъяты".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий: Федорова Г.И.
Судьи: Герасимова О.В.
Пороховой С.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.