Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.
судей Аноприенко К.В.
Бабич А.А.
с участием прокурора Максименко Е.В.
при секретаре Третьяковой А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе представителя администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Шестова В.Г. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 11 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения представителя Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Шестова В.Г., пояснения прокурора Максименко Е.В., полагавшей решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, при движении в сторону с.Мичуринское между с.Воронежское-2 и Воронежское-3, с левой стороны дороги.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлены нарушения ответчиком требований ст.1 ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды", ст. 14 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории данного округа, а также положений ФЗ от 24.06.1998г. N 86-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Непринятие мер администрацией Мичуринского сельского поселения к сбору и вывозу бытовых отходов на указанной территории нарушает предусмотренные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление лесами Правительства Хабаровского края.
В судебном заседании помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Усевич В.В. уточнил исковые требования, просил возложить обязанность на администрацию Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края при движении в сторону с.Мичуринское между с.Воронежское-2 и Воронежское-3, с левой стороны дороги.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 11 декабря 2012 года Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично.
Постановлено возложить обязанность на администрацию Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение 5 дней после вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края при движении в сторону с.Мичуринское между с.Воронежское-2 и Воронежское-3, с левой стороны дороги.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Мичуринского поселения - Шестов В.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применении судом норм материального права. Считает, что администрация Мичуринского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу п.3 Правил санитарной безопасности в лесах обязанности по очистке данного лесного участка возложены на органы исполнительной власти субъекта (Управление лесами Правительства Хабаровского края).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки было установлено, что на территории Мичуринского сельского поселения при движении в сторону с.Мичуринское между с.Воронежское-2 и Воронежское-3, с левой стороны дороги расположено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов. На месте размещения преобладают: ветки, сучья, коробки, остатки старой мебели, текстиль, пакеты с мусором, строительный мусор от разборки зданий.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии части 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (часть 3 статьи 13 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При таких обстоятельствах, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.
Наличие указанной свалки и ее местоположение представителем Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края оспорено не было. Собственник данных отходов не установлен.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, администрацией муниципального образования не приняты меры, необходимые для надлежащего санитарного состояния указанной в иске территории, поскольку сам факт существования свалки свидетельствует о ненадлежащем выполнении Администрацией обязанности по организации санитарной очистки города.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно определен субъект ответственности, так как администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края отвечает за решение вопросов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных в границах территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Судебная коллегия находит несостоятельным доводы жалобы о том, организация сбора, вывоза и утилизации отходов не входит в компетенцию администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, данная обязанность возложена на органы исполнительной власти субъекта, а именно, на Управление лесами Правительства Хабаровского края, поскольку из анализа действующих нормативно-правовых актов следует, что это входит в предмет компетенции органов местного самоуправления.
Тот факт, что земли, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к федеральной, а не муниципальной собственности, не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку свалки расположены на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В целом, апелляционная жалоба не приводит новых обстоятельств в поддержку позиции ответчика и ее содержание направлено лишь на переоценку выводов суда, для чего оснований судебная коллегия не находит.
В связи с этим, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Шестова В.Г. без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи К.В. Аноприенко
А.А. Бабич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.