Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Моргунова Ю.В.
судей Верхотуровой И.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Куксенко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 марта 2013 года гражданское дело по иску Амурского городского прокурора в интересах Киле А. Ю. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения вне очереди, по апелляционной жалобе представителя Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского каря Максименко Е.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Амурский городской прокурор обратился в суд в интересах Киле А.Ю. с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края) о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В обоснование заявленных требований указал, что Киле А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, сиротой, так как его мать ФИО1 и отец ФИО2. умерли. Распоряжением Главы г.Амурска с Амурским районом N от ДД.ММ.ГГГГ Киле А.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящийся к лицам из числа детей -сирот. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение ему не предоставлено, его очередность в списке N, в настоящее время он своего жилья не имеет, живет у родственников в "адрес". Поскольку на иждивении Киле А ... находится двое его несовершеннолетних детей 2009 и 2011 года, с учетом уточненных требований просил обязать ответчика предоставить Киле А.Ю. жилое помещение на состав семьи 3 человека, общей площадью не менее 45 кв.м.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 16 октября 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены: Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Киле А.Ю. вне очереди на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 45 кв.м. в пос.Джуен Амурского района Хабаровского края.
В апелляционной жалобе представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования в части предоставления Киле А.Ю. жилого помещения на состав семьи из одного человека. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством вне очереди жилой площадью обеспечиваются только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при этом не предусмотрено обеспечение жильем членов семьи лиц указанной категории.
Киле А.Ю. и Представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке в судебное заседание не явились, с учетом положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями п.1,2 ст.327.1ГПК РФ решение проверяется по доводам апелляционной жалобы. А поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Удовлетворяя исковые требования Киле А.Ю., суд правильно руководствовался требованиями статей 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 5, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действовавшей на день вынесения решения.
Законность оспариваемого решения суда первой инстанции в части возложения на Министерство ЖКХ Хабаровского края обязанности предоставить жилое помещение истцу как относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается, и подтверждается распоряжением о принятии его на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Киле А.Ю. жилых помещений в собственности не имеет, постоянно проживет у родственников в "адрес", имеет на иждивении двух несовершеннолетних сыновей - ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., у которых также отсутствуют права на объекты недвижимого имущества.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 13.10.2005г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", согласно которому (ст.2) иным категориям граждан, устанавливаемым федеральными и краевыми законами, предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма.
Статьей 5 указанного Закона, установлено, что жилое помещение государственного жилищного фонда предоставляется по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров - одиноко проживающему гражданину, 15 квадратных метров на каждого человека - семье из двух и более человек.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. N 95 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятию решений о предоставлении указанных жилых помещений.
Принимая во внимание, что обязанность по предоставлению Киле А.Ю.жилого помещения ответчиком своевременно исполнена не была; в настоящее время он имеет на иждивении двух малолетних детей, которые проживают совместно с ним и также не обеспечен жилым помещением, учитывая положения ст.69 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором в интересах Киле А.Ю. требования о предоставлении ему жилого помещения на состав семьи из трех человек.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности предоставления Киле А.Ю. жилого помещения с учетом детей отмену решения не влекут.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав приведенные положения, судебная коллегия полагает, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не только на лицо указанной категории, но и на членов его семьи не предусматривает.
При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Амурским городским прокурором и Киле А.Ю. требований о предоставлении ему ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек, является правильным.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 16 октября 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий Моргунов Ю.В.
Судьи Верхотурова И.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.