Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соловьевой Т.А. о признании недействующим в части приказа Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 10.04.2012 N 254 "Об утверждении базовых требований к качеству выполнения работ",
УСТАНОВИЛ:
Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 10.04.2012 N 254 "Об утверждении базовых требований к качеству выполнения работ" утверждены базовые требования к качеству выполнения работ, в том числе к качеству выполнения работ "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Социальное такси", оказываемой муниципальными учреждениями в рамках полномочий Ярославской области, переданных на уровень муниципальных образований Ярославской области (п. 1.1) и "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Спецавтотранспорт", оказываемой муниципальными учреждениями в рамках полномочий Ярославской области, переданных на уровень муниципальных образований Ярославской области (п. 2.2).
Соловьева Т.А. обратилась в Ярославский областной суд как суд первой инстанции с заявлением об оспаривании указанного приказа, ссылаясь на нарушения положений статьи 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при принятии акта и не опубликовании данного нормативного правового акта для всеобщего сведения.
Заявитель в обоснование заявления указала, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию, с ограничением способности к самообслуживанию и передвижению второй степени. В силу приказа Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 10.04.2012 N 254 ей было отказано в предоставлении услуги по проезду к садоводческому участку в СНТ "данные изъяты", поскольку садоводческое товарищество не является социально значимым объектом и находится за пределами городского округа город Рыбинск.
В ходе рассмотрения дела Соловьева Т.А. требования уточнила, просила признать недействующими пункты 1.2 и 3.1 Базовых требований к качеству выполнения работы "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Социальное такси", оказываемой муниципальными учреждениями в рамках полномочий Ярославской области, переданных на уровень муниципальных образований Ярославской области и пунктов 1.2 и 3.1 Базовых требований к качеству выполнения работы "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Спецавтотранспорт", оказываемой муниципальными учреждениям в рамках полномочий Ярославской области, переданных на уровень муниципальных образований Ярославской области.
Соловьева Т.А. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство об отложении слушании дела, которое с учетом обстоятельств дела, а также в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки заявителя, оставлено судом без удовлетворения. Ранее Соловьева Т.А. поддержала уточненные требования.
Представители Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Журавлева А.А. и Швецова О.А. возражали против заявленных требований. Полагали, что оспариваемый Соловьевой Т.А. правовой акт не является нормативным, а носит организационно-распорядительный характер, поэтому не был опубликован для всеобщего сведения. Приказ департамента содержит правила работы подведомственных учреждений, не затрагивает права и интересы граждан.
Суд, изучив материалы дела, обозрев представленные документы, заслушав представителей заинтересованного лица, заключение прокурора прокуратуры Ярославской области, полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предоставление социального обслуживания в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов на территории Ярославской области осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 3 ноября 2005 г. N 60-з "О социальном обслуживании населения Ярославской области" (далее Закона области) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Ярославской области. Статьей 9 Закона области предусмотрены формы и виды социального обслуживания населения, в том числе срочное социальное обслуживание, к которому относится предоставление услуги "Социальное такси" и "Спецавтотранспорт". Статьей 15 Закона области предусмотрено, что срочное социальное обслуживание осуществляется в порядке и на условиях, устанавливаемых Администрацией Ярославской области.
Оспариваемые пункт 1.2 Базовых требований к качеству выполнения работы "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Социальное такси", оказываемой муниципальными учреждениями в рамках полномочий Ярославской области, переданных на уровень муниципальных образований Ярославской области и пункт 1.2 Базовых требований к качеству выполнения работы "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Спецавтотранспорт" содержат разъяснения понятий, используемых в базовых требованиях к качеству выполнения Работы, такие как "служба "Социальное такси", "одна поездка", "начальный пункт", а также понятие "социально значимые объекты", используемых при регулировании отношений, связанных с выполнением соответствующих работ. Так под социально значимыми объектами понимаются объекты, деятельность которых удовлетворяет жизненно необходимые потребности клиента (учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники, диспансеры, госпитали, аптеки, амбулатории, лаборатории); объекты санаторно-курортного назначения Ярославской области (при наличии путевки на имя клиента); органы социальной защиты населения; учреждения социального обслуживания населения; центры занятости населения; органы государственной власти и местного самоуправления; учреждения служб медико-социальной экспертизы; подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации; территориальные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; отделения (территориальные пункты) Управления Федеральной миграционной службы по Ярославской области; протезно-ортопедические предприятия; учреждения юстиции; нотариальные конторы; железнодорожные вокзалы, автовокзалы; праздничные мероприятия (государственные праздники) при наличии у клиента персонального приглашения; суды; банки; отделения ФГУП "Почта России"; физкультурнооздоровительные комплексы; учреждения культуры и искусства; магазины; учреждения и организации, оказывающие бытовые услуги населению и иные социально значимые объекты), а также жилые объекты (адреса социальных контактов: родственников, друзей).
Согласно пункту 3.1 базовых требований выполнение Работы включает в себя предоставление транспортных услуг соответствующей службой в пределах
административно-территориальных границ городского округа, муниципального района Ярославской области; при наличии потребности у клиента поездки в государственное или муниципальное лечебно-профилактическое учреждение, в государственное стационарное учреждение социального обслуживания Ярославской области, на санаторно-курортное
лечение транспортные услуги осуществляются за пределы городского округа,
муниципального района, но не далее административных границ Ярославской
области.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый приказ Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области обладает приведенными признаками и должен быть признан нормативным правовым актом.
Приказ и утвержденные им базовые требования к качеству выполнения работ "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Социальное такси" и "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Спецавтотранспорт" носят нормативный характер, что следует из содержания их правовых норм, определяющих основные правовые понятия, состав работ, порядок выполнения работ, права муниципального бюджетного учреждения - поставщика работ и гражданина - получателя работ.
Действие приказа распространяется на неопределенный круг лиц, вступающих в правоотношения, связанные с получением услуги и выполнением социальной работы, и рассчитано на неоднократное применение.
Обязательный характер оспариваемых положений подтверждает и практика их применения на территории области, так согласно постановлению администрации городского округа город Рыбинск от 29.05.2012 г. N 1978, муниципальному учреждению "данные изъяты" в своей деятельности постановлено руководствоваться приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 10.04.2012г. N254 "Об утверждении базовых требований к качеству выполнения работ".
Данные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле, не опровергнуты.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п. 17). Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу (п. 20).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено нарушение порядка принятия и опубликования нормативного правового акта.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона РФ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Согласно части 2 ст. 12 Устава Ярославской области, законы Ярославской области и иные нормативные правовые акты Ярославской области подлежат обнародованию (официальному опубликованию) в порядке, установленном федеральным законом, настоящим Уставом и законом Ярославской области.
В силу части 2 ст. 12 Закона Ярославской области от 03.11.2010 N 40-з "О правовых актах Ярославской области" приказы органов исполнительной власти Ярославской области, носящие нормативный характер и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней со дня их принятия.
Источником официального опубликования правовых актов является газета "Документ-Регион" (часть1 ст.13 Закона).
В нарушение указанных выше норм оспариваемый приказ Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области относящийся по своему правовому содержанию к нормативному правовому акту, затрагивающий права граждан не был ни в какой форме опубликован для всеобщего сведения.
Данное обстоятельство представителями Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области в судебном заседании не оспаривалось.
Кроме того, при принятии оспариваемого приказа не были учтены положения статьи 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ", в силу которой федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Судом установлено, что указанные требования закона были нарушены, поскольку Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области в ходе подготовки и принятия приказа, затрагивающего права инвалидов, полномочные представители общественных объединений инвалидов не привлекались ни в какой форме. При этом общественные объединения инвалидов Ярославской области были полностью лишены возможности ознакомится с проектом приказа, высказать по нему свои мнения и предложения, поскольку проект нормативного правового акта не публиковался в какой либо форме для всеобщего сведения и не направлялся в общественные объединения инвалидов.
Данное обстоятельство также не оспаривалось сторонами по делу.
С учетом выше изложенных обстоятельств заявление Соловьевой Т.А. подлежит удовлетворению, при этом признанию недействующим подлежит акт в оспариваемой части утверждения базовых требования к качеству выполнения работ "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Социальное такси" (п. 1.1) и "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Спецавтотранспорт" (п. 2.2), поскольку все положения названных базовых требований взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единое целое.
Принимая во внимание, что нарушения законодательства были допущены при принятии и опубликовании оспариваемого нормативного правового акта, он должен быть признан недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим приказ Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 10.04.2012 N 254 "Об утверждении базовых требований к качеству выполнения работ" в части утверждения базовых требования к качеству выполнения работ: "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Социальное такси" (пункт 1.1) и базовых требования к качеству выполнения работ: "Срочное социальное обслуживание в рамках службы "Спецавтотранспорт", (пункт 2.2) со дня его принятия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий К.Н. Игнатов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.