Решение Ярославского областного суда от 17 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю.,
при секретаре Москалевой С.Ф.,
рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Ярославский Гипроприбор" на постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 19 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Ярославский Гипродвигатель",
УСТАНОВИЛ:
Отделом надзорной деятельности по Кировскому району г. Ярославля в период с 18.02.2013 года по 25.02.2013 года в помещениях открытого акционерного общества Ярославский гражданский институт по проектированию предприятий приборостроения и промышленности средств связи (ОАО "Ярославский Гипроприбор") проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения требований ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"; строительных норм и правил (СНиП 21-01-97*) "Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие с 01.01.1998 Постановлением Минстроя России от 13.02.1997г. N18-7; норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) "Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N315, норм пожарной безопасности (НПБ 104-03) "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утверждены приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, а именно:
Объект не обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложениям N1 и 2 ППР в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390) п. 70 НПБ 166-97 прил.1;
Пожарные шкафы выполнены не в соответствии с нормами НПБ 151-2000 п. 3, ППР в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390) п.57
за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Открытая лестничная клетка, соединяющая этажи, не отделена от примыкающих коридоров перегородками 1-го типа с дверями 2-го типа СНиП 21-01-97*п.6.24*, п. 7.25;
Сняты двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (в том числе в цокольном этаже), ППР в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390) п. 23 д;
Помещения цокольного этажа не оборудованы системой оповещения людей на случай пожара ст.ст. 54, 91 Федеральный закон от 22.07.2008 N123-Ф3, НПБ 104-03 ППР в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390) п. 61;
Помещения цокольного этажа не оборудованы системой автоматической пожарной защиты НПБ 110-03;
Не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) и не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте не храниться исполнительная документация на установки системы противопожарной защиты объекта ППР в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 25 апреля 2012 N390) п. 61,63;
Не выполнено эвакуационное освещение в соответствии с нормами СНиП 21-01-97* п.6.4 СП 31-110-2003) п. 4.2, 4.3; НПБ 104-03 п. 3.1; ВСН 59-88, п.2.3; ППР в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 25 апреля 2012 N390) п. 43;
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам, и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) ППР в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390) п. 33,43;
Стены и пол путей эвакуации облицованы горючими материалами (холл-фойе 1-го этажа, 4-й этаж) Ст. 134 ч. 6 таб. 3, 28 Федеральный закон РФ N123-Ф3, ППР в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 25 апреля 2012 N390) п. 33;
Коридоры не имеющие естественного освещения его световыми проемами в наружных ограждениях, не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре ст. 85 Федеральный закон РФ N123-Ф3, п.п. 6.7*, 8.1 СНиП 21-01-97*, п. 8.2 СНиП 41-01-2003;
Комплекс помещений сауны не выделен противопожарными перегородками 1-го типа. Заполнение проемов в противопожарных преградах выполняется не в соответствии с требованиями.
Комплекс парильной не имеет обособленного эвакуационного выхода наружу; допускается устройство выхода непосредственно в вестибюль.
Помещения раздевалок сауны не оборудованы противодымными пожарными извещателями СНиП 31-05-2003 п.6.3.9, СНиП 21-01-97* п. 7.4, п. 5.14.
за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании определения заместителя главного государственного инспектора Кировского района г. Ярославля по пожарному надзору материалы административного дела направлены на рассмотрение судье Кировского районного суда.
Постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 19 марта 2013 года ОАО Ярославский гражданский институт по проектированию предприятий приборостроения и промышленности средств связи (ОАО "Ярославский Гипроприбор") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Судья районного суда исходил из того, что факт нарушения ОАО "Ярославский Гипроприбор" требований пожарной безопасности подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. Постановлением заместителя главного государственного инспектора Кировского района г. Ярославля по пожарному надзору от 08.06.2012 года ОАО "Ярославский Гипроприбор" привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были предприняты все зависящие от него меры по устранению указанных нарушений и соблюдению правил противопожарной безопасности.
При назначении наказания судьей учтен характер правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. В качестве смягчающего обстоятельства судьей учтено признание вины.
В жалобе ОАО "Ярославский Гипроприбор" ставится вопрос об изменении постановления Кировского районного суда от 19 марта 2013 года и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Жалоба обоснована тем, что судьей при рассмотрении дела не было учтено в качестве смягчающего обстоятельство добровольное исполнение до вынесения постановления по делу предписания об устранении всех допущенных нарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и устранение части нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того, по мнению автора жалобы правонарушение не представляет собой большой общественной опасности, последствия данного противоправного деяния не являются неотвратимыми, что подтверждается выдачей должностным лицом юрисдикционного органа предписания, в котором установлен срок устранения нарушений - до 17.01.2014 года.
Исследовав материалы дела, заслушав защитников ОАО "Ярославский Гипроприбор" Доссэ С.Я., Моржухина Б.Н., Свинцова С.И., поддержавших доводы жалобы, судья находит постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля подлежащим изменению.
Частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.
Согласно постановлению заместителя главного государственного инспектора Кировского района г. Ярославля по пожарному надзору от 08 июня 2012 года ОАО "Ярославский Гипроприбор" привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Нарушения требований правил пожарной безопасности обществом устранены не были, предписание N 70/1/-18, выданное ОАО "Ярославский Гипроприбор" по результатам проверки, проведенной в период с 28 мая 2012 года по 05 июня 2012 года, исполнено не было.
Факт нарушения ОАО "Ярославский Гипроприбор" требований пожарной безопасности к первичным средствам пожаротушения, а также нарушений требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системе управления эвакуацией людей в здании, системам пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, системам противодымной защиты, указанным выше, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25 февраля 2013 АА N 30, актом проверки от 25 февраля 2013 N 28, фактически признан лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Данное деяние совершено лицом виновно, поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы об отсутствии общественной опасности деяния необоснован, поскольку специальные условия технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, ОАО "Ярославский Гипроприбор" были нарушены, в связи с чем подвергалось угрозе состояние защищенности людей и имущества от пожаров.
Судьей Кировского районного суда г. Ярославля обоснованно вынесено постановление о привлечении ОАО "Ярославский Гипроприбор" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем судьей при назначении наказания нарушены требования ч. 3 ст. 4.1 и ст. 4.2 КоАП РФ.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 4. 2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Как следует из материалов дела здание ОАО "Ярославский Гипроприбор" к моменту вынесения постановления по делу об административном правонарушении обеспечено огнетушителями, пожарные шкафы выполнены в соответствии с Правилами противопожарного режима в РФ. Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершены действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системе управления эвакуацией людей в здании, системам пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре. ОАО "Ярославский Гипроприбор" заключены договор по возведению перегородок 1-го типа, отделяющих лестничную клетку от примыкающих коридоров с дверьми 2-го типа, выполнению отделочных работ, в том числе отделение зоны кафе и зоны сауны перегородками 1-го типа с установкой противопожарной двери, расширение дверного проема в запасном выходе сауны, ведутся переговоры по заключению договора на выполнение работ по техническому обслуживанию систем и средств пожарной безопасности: пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, речевого оповещения, системы пожаротушения.
С учетом изложенного считаю необходимым учесть данное обстоятельство в качестве смягчающего административную ответственность, в связи с этим постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля изменить в части размера наказания в виде административного штрафа, уменьшив его до 300 000 рублей.
Руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 19 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества Ярославский Гипроприбор изменить в части назначенного административного наказания.
Назначить в отношении открытого акционерного общества Ярославский Гипроприбор административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.