Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Кулаковой О.К.
Судей Усольцевой С.Ю., Изюмовой Е.А.
при секретаре Гурулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 05 февраля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Забайкальского района к муниципальному образовательному учреждению "Билитуйская средняя общеобразовательная школа", Администрации муниципального района "Забайкальский район", Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности рассчитать и приобрести необходимое количество учебников, достаточное для обеспечения всех учащихся на "Дата" учебный год.
По апелляционным жалобам представителя Администрации муниципального района "Забайкальский район" Антохиной Р.З. и представителя Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А.
на решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 11 октября 2012 года, которым постановлено исковое заявление прокурора Забайкальского района в защиту нарушенных прав граждан на образование удовлетворить полностью.
Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района "Забайкальский район" денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей на приобретение учебников на "Дата" учебный год для муниципального общеобразовательного учреждения "Билитуйская средняя общеобразовательная школа".
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение "Билитуйская средняя общеобразовательная школа" и Администрацию муниципального района "Забайкальский район" приобрести на денежные средства в размере "данные изъяты" рублей учебники на "Дата" учебный год.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Забайкальского района обратился в суд с заявлением, ссылаясь на то, что из 236 обучающихся в МОУ "Билитуйская СОШ" п.с.т.Билитуй не все из них обеспечены учебниками по причине недостаточности выделенных финансовых средств (субвенций) со стороны Министерства образования Забайкальского края. Притом, что заявки на выделение финансовых средств подаются Администрацией муниципального района "Забайкальский район" на основании информации предоставляемой общеобразовательными учреждениями.
Уточняя исковые требования, прокурор просил суд взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района "Забайкальский район" денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей на приобретение учебников на "Дата" учебный год для муниципального общеобразовательного учреждения "Билитуйская СОШ". Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение "Билитуйская СОШ" и Администрацию муниципального района "Забайкальский район" приобрести на выделенные денежные средства учебники на "Дата" учебный год, согласно расчетам школы.
Определением от 11 октября 2012 года производство по делу в части исковых требований прокурора Забайкальского района к Правительству Забайкальского края прекращено в связи с отказом истца от иска.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Антохина Р.З. просит решение суда в части возложения обязанности на Администрацию муниципального района "Забайкальский район" по приобретению учебников на "Дата" учебный год отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, решение в части возложения обязанности на Администрацию необоснованно и не исполнимо. Не заявлялись требования о понуждении Администрации муниципального района приобрести учебники. Финансовые средства, поступившие на счет бюджета муниципального района, распределяются по учреждениям. Ответчик не допустил виновного поведения. Субвенции для приобретения учебников предоставляются органам местного самоуправления, а не Администрации района, поэтому указанный орган не имеет права приобретать учебники для школы. Приобретение учебников - компетенция образовательных учреждений в силу законодательства об образовании, положений ст.120 ГК РФ. В ходе рассмотрения дела не представлены доказательства средней стоимости учебников. При рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права, иск рассмотрен без указания на цену.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, считая его незаконным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права. Основаниями к отмене решения являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, допущенные при рассмотрении дела.
Указывает на то, что требования не подтверждены расчетом, кроме того, не приложены документы, подтверждающие размер заявленной потребности.
Судом не созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства. Необоснованно отклонено ходатайство ответчика об отложении судебного заседания для ознакомления с уточненными исковыми требованиями, которые были получены ими "Дата", для проверки обоснованности заявленных требований, для предоставления расчета. Необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию по делу в качестве третьего лица Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
При принятии решения не учтено, что бюджетные ассигнования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного образования для муниципального района "Забайкальский район" на "Дата" утверждены в сумме "данные изъяты" прочие учебные расходы "данные изъяты". По состоянию на "Дата" субвенции на указанные цели направлены в бюджет муниципального района "Забайкальский район" в общей сумме "данные изъяты"., в том числе, на прочие учебные расходы - "данные изъяты". согласно заявкам Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Фактов недофинансирования не установлено. Распределение и использование средств, поступивших в местный бюджет на прочие учебные расходы, в том числе, на приобретение учебников органами местного самоуправления осуществляется самостоятельно в пределах установленных полномочий. Субвенции из краевого бюджета имеют целевое направление. Документы, подтверждающие расходование, с учетом приоритетности и ранжирования, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями, средств субвенций на приобретение учебников в материалы дела не представлены.
Не установлены обстоятельства потребности в учебниках, а также их стоимости. По информации Министерства образования потребность в учебниках в Билитуйской школе составляет 456 экз., соответственно потребность в средствах на приобретение учебников составляет "данные изъяты". Судом не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для всестороннего рассмотрения и правильного разрешения дела, решение вынесено при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств.
В решении суда отсутствует правовое обоснование возможности взыскания средств казны субъекта РФ в бюджет муниципального образования.
Судом постановлено решение без учета действующего законодательства в области финансового обеспечения общеобразовательных учреждений на учебные расходы, не приняты во внимание нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и размер субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ, установленные Законом ЗК от 23 декабря 2011 года N612-ЗЗК, Порядок расходования субвенций, выделяемых в "Дата" из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 17 января 2012 года N6, согласно которым предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на "Дата"
Доводы иска прокурора заключаются в недостаточности финансирования общеобразовательного учреждения из бюджета Забайкальского края. При этом не подкреплены правовыми нормами, основаны на примерных расчетах без достаточных к тому доказательств.
В решении не указано, средства какого именно субъекта Российской Федерации подлежат взысканию в муниципальный бюджет, что также влечет неисполнимость судебного акта.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Забайкальского района Синельников Е.Л. просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, полагая их доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права в сфере образования.
Представитель Администрации муниципального района "Забайкальский район" Антохина Р.З. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В силу ч.4 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся ответчиков, надлежаще уведомленных о месте и времени слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубову С.А., просившую об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" государство в порядке, предусмотренном настоящим законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В соответствии с пп.13 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия отнесено к ведению органов государственной власти субъектов РФ и осуществляется ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В подпункте 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" указано, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом, в том числе, для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядком расходования субвенций, выделяемых в "Дата" из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 17 января 2012 года N6 предусмотрено, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на "Дата", на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (пункт 3).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований и взыскивая с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района "Забайкальский район" необходимые денежные средства на приобретение учебников на "Дата" учебный год, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил материальный закон и постановил вывод о том, что недостаточность финансирования влечет нарушение конституционных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования.
Оснований для признания постановленных судом выводов неправильными не усмотрено.
Ссылки в жалобе на то, что Министерство финансов Забайкальского края осуществляет финансирование расходных обязательств надлежащим образом в соответствии с нормами действующего законодательства не опровергают выводов суда о недостаточности выделенных средств для обеспечения школы учебниками и учебными пособиями.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства финансов Забайкальского края о необоснованности взыскиваемых сумм и недостоверности сведений о необходимом количестве и ассортименте учебников, судебная коллегия принять не может, поскольку необходимость в приобретении учебников, их количество и стоимость подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Поскольку пп.1 ч.1 ст.31 Закона РФ "Об образовании" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, судебная коллегия полагает возможным признать обоснованными выводы суда в части возложения на Администрацию муниципального района "Забайкальский край" обязанности по обеспечению общеобразовательного учреждения учебниками в недостающей части.
Кроме того, в силу пункта 4 Порядка расходования субвенций, выделяемых в "Дата" году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 17 января 2012 года N6, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежемесячно за десять календарных дней до начала следующего месяца подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Таким образом, Администрация муниципального образования правомерно привлечена к участию в деле и на нее возложена обязанность наряду с общеобразовательным учреждением.
Процессуальные нарушения, на которые ссылается в своей жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края: непредоставление расчета взыскиваемых сумм, отклонение ходатайств об отложении и привлечении к участию по делу третьих лиц, не повлекли принятие неправильного по существу решения, не могли повлиять на постановленные судом выводы о необходимости обеспечения учащихся общеобразовательного учреждения учебниками.
Первоначальный иск был получен ответчиком 14 сентября 2012 года, о дне и времени слушания дела 11 октября 2012 года представитель был уведомлен, 09 октября 2012 года были представлены дополнительные возражения, в которых не содержалось ссылки на доказательства, опровергающие доводы стороны истца, которые не могли быть своевременно представлены суду.
Вместе с тем в материалах дела содержатся документы, представленные истцом, подписанные директором школы о фактическом наличии учебников, их нуждаемости и стоимости.
Предоставление в "Дата" субвенций бюджетам муниципальных образований для реализации полномочий по реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования не свидетельствует о их достаточности для реализации основных общедоступных образовательных программ.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края ссылается в жалобе на Закон Забайкальского края от 23 декабря 2011 года N612-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях".
Этим Законом (ст.ст.1, 2) предусмотрено, что субвенции для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях выделяются местным бюджетам из бюджета Забайкальского края; поступают в доход местных бюджетов и распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Тем самым опровергаются доводы жалобы о невозможности перечисления субвенций в бюджет муниципального образования.
Доказательств тому, что субвенции были рассчитаны и перечислены в необходимом размере не представлено.
Как следует из представленных суду возражений от 26 сентября 2012 года из предусмотренных для бюджета муниципального района "Забайкальский район" субвенций в размере "данные изъяты"., в том числе на прочие учебные расходы - "данные изъяты" на "Дата" было профинансировано "данные изъяты"., в том числе прочие учебные расходы - "данные изъяты"., то есть в недостаточном количестве, притом, что финансирование должно быть ежемесячным. Это же следует из представленного к возражениям анализа (л.д.31-37).
С учетом изложенного судебная коллегия полагает возможным согласиться с постановленным решением, не находит в доводах жалоб оснований, влекущих отмену судебного акта.
Вместе с тем, правомерно представитель ответчика - Министерства финансов Забайкальского края указывает на отсутствие указания в резолютивной части решения на конкретный субъект Российской Федерации, из казны которого должны быть перечислены денежные средства для приобретения учебников.
Этим субъектом является Забайкальский край, в силу чего резолютивная часть решения должна быть уточнена.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения указанием на взыскание с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в бюджет муниципального района "Забайкальский район" денежные средства в сумме "данные изъяты" на приобретение учебников на "Дата" учебный год для муниципального общеобразовательного учреждения "Билитуйская средняя общеобразовательная школа".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.