Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей Доржиевой Б.В., Иванова А.В. при секретаре Базаржаповой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 5 февраля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Забайкальского района к муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2", администрации муниципального района "Забайкальский район" п. Забайкальск, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение учебников, возложении обязанности по приобретению учебников,
по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации муниципального района "Забайкальский район" А., представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Б.,
на решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 11 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Забайкальского района в защиту нарушенных прав граждан на образование к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2" п. Забайкальск, администрации муниципального района "Забайкальский район", Министерству финансов Забайкальского края о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района "Забайкальский район" денежные средства в сумме 987000 рублей на приобретение учебников на 2012-2013 учебный год для муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" п. Забайкальск, об обязании муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" п. Забайкальск, и Администрации муниципального района "Забайкальский район" приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2012 - 2013 учебный год, согласно расчетам школы, удовлетворить полностью .
Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района "Забайкальский район" денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей на приобретение учебников на 2012 - 2013 учебный год для муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" п. Забайкальск.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2" п. Забайкальск и администрацию муниципального района "Забайкальский район" приобрести на денежные средства в размере "данные изъяты" рублей учебники на 2012 - 2013 учебный год.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Забайкальского района Забайкальского края в порядке ст. 45 ГПК РФ изначально обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2" пгт. Забайкальск, Администрации муниципального района "Забайкальский район", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, в котором просил обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2" пгт. Забайкальск рассчитать и приобрести необходимое количество учебников достаточное для обеспечения всех учащихся на 2012 - 2013 учебный год. В случае недостаточности финансовых средств у Учреждения возложить обязанность по финансированию приобретения необходимого количества учебников достаточного для обеспечения всех учащихся на 2012 - 2013 учебный год на Администрацию муниципального района "Забайкальский район". В случае недостаточности финансовых средств у Администрации муниципального района "Забайкальский район" возложить обязанность по финансированию приобретения необходимого количества учебников достаточного для обеспечения всех учащихся на 2012 - 2013 учебный год на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края. При этом истцом в обоснование заявленных требований указано на следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании в части обеспечения общедоступности, обязательности, бесплатности общего образования детей. В ходе проверочных мероприятий было установлено, что в МОУ СОШ N 2 п. Забайкальск не все учащиеся обеспечены учебниками по причине недостаточности выделения финансовых средств (субвенций). Заявки на выделение финансовых средств подаются Администрацией муниципального района "Забайкальский район" на основании информации предоставляемой общеобразовательными учреждениями, выделение субвенций на приобретение учебников является расходным обязательством субъектов РФ. Необеспеченность учащихся общеобразовательного учреждения бесплатными учебниками и учебными пособиями нарушает их право на получение бесплатного общего образования. В исковом заявлении также указано на то, что в силу положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основанным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Выделение субвенций в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ является расходным обязательством субъектов РФ.
В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования уточнил, просил суд взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района "Забайкальский район" денежные средства в сумме 987000 рублей на приобретение учебников на 2012 - 2013 учебный год для МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" пгт. Забайкальск". Обязать МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" пгт. Забайкальск и Администрацию муниципального района "Забайкальский район" приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2012 - 2013 учебный год. Кроме того, прокурор отказался от исковых требований, заявленных к Правительству Забайкальского края (л.д.45-46).
Определением суда производство по делу в части требований к Правительству Забайкальского края прекращено (л.д.87-88).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального района "Забайкальский район" А. просит отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации. Считает невозможным исполнение решение суда в части возложенных на администрацию обязанностей. Администрация не наделена правом приобретать для школы учебники на выделенные Министерством финансов Забайкальского края средства и не правомочна перечислять субвенции, поступившие в бюджет района, образовательному учреждению. Указывает, что понятия "орган местного самоуправления" и "администрация района" различны. Расчетный счет администрации не является расчетным счетом бюджета муниципального района "Забайкальский район", на него не поступают субвенции и субсидии из бюджета края. Обращает внимание на то, что школы имеют отдельный лицевой счет в органах казначейства. Кроме того, ссылается на ст.120 ГК РФ, в силу которой собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, казенным учреждением, и не занимается хозяйственной деятельностью для других юридических лиц. Также указывает, что исковые требования заявлены без указания суммы иска. Сумма иска была указана ответчиком в судебном заседании приблизительно, при этом не были представлены доказательства, позволяющие установить, из какой суммы была рассчитана средняя стоимость учебника.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Б. просит отменить решение суда, полагая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что заявление прокурора не содержало сведений о наличии потребности школы в учебниках (ни в денежном выражении, ни в количественном). Сумма, заявленная прокурором ко взысканию в уточненном исковом заявлении, не подтверждена расчетом либо заявкой общеобразовательного учреждения. Указывает, что заявленное Министерством финансов Забайкальского края ходатайство об отложении разбирательства по делу для проверки обоснованности заявленных требований и представления расчета взыскиваемой суммы и документов, без достаточных на то оснований отклонено судом, несмотря на то, что срок подготовки к судебному разбирательству был ограничен. Полагает, что Министерство финансов Забайкальского края надлежащим образом исполняет возложенные на него законом обязанности. Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2012 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. По состоянию на 01.09.2012 субвенции на указанные цели направлены в бюджет муниципального района "Забайкальский район" согласно заявкам в общей сумме "данные изъяты", из которых "данные изъяты". - прочие учебные расходы. При этом фактов недофинансирования или ненадлежащего финансирования сумм, предусмотренных бюджетом Забайкальского края, не установлено. Распределение и использование средств, поступивших в местный бюджет на прочие учебные расходы, в том числе и на приобретение учебников, органами местного самоуправления осуществляется самостоятельно в пределах установленных полномочий. Обращает внимание, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие расходование органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями средств субвенций из краевого бюджета на приобретение учебников. Также указывает, что в решении суда отсутствует правовое обоснование возможности взыскания средств казны субъекта РФ в бюджет муниципального образования. Министерство организует исполнение утвержденного бюджета края в рамках действующего законодательства, нормы которого не оспорены и являются обязательными для исполнения. Финансирование осуществляется в рабочем плановом порядке. Полагает, что примененные судом при разрешении дела общие нормы в области организации образования не регулируют вопросы в области финансового обеспечения общеобразовательных учреждений на учебные расходы. Данный порядок предусмотрен Законом Забайкальского края от 23.12.2011 N 612 - ЗЗК, Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.01.2012 N6, которыми установлены нормативы финансового обеспечения и размер субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также порядок расходования субвенций. Кроме того, указывает на то, что решением суда постановлено взыскать денежные средства за счет казны субъекта Российской Федерации, однако наименование субъекта судом не указано, что повлечет невозможность исполнения судебного акта.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор Забайкальского района С. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения (л.д.127-129, 13-132).
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель администрации муниципального района "Забайкальский район" А. просила рассмотреть дело в её отсутствие. Руководствуясь ч 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц..
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав объяснения прокурора Солохиной В.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43).
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" государство в порядке, предусмотренном настоящим законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В силу ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации.
Разрешая спор по существу и установив недостаточность обеспеченности муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" п.Забайкальск бесплатными учебниками на 2012- 2013 учебный год, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
При этом суд правильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения.
МОУ СОШ N2 пгт Забайкальск представлены сведения о количестве имеющихся учебниках (полученных) и количество учебников по конкретным дисциплинам, которые должны быть в наличии исходя из количества учащихся, обучающихся в школе (л.д. 21).
Согласно информации, представленной директором школы N 2 Д., в общеобразовательном учреждении существует потребность в учебниках, которые должны предоставляться бесплатно, на общую сумму "данные изъяты" (л.д.47).
Недостаточное обеспечение школы бесплатными учебниками подтверждается, в том числе и объяснениями директора школы Д., данных ею суду первой инстанции (л.д. 84).
Следовательно, материалами дела подтверждено, что в школе отсутствует необходимое количество учебных материалов по учебным предметам основной общеобразовательной программы.
При таких обстоятельствах, утверждение представителя Министерства финансов края о недоказанности нуждаемости школы в учебниках подлежит отклонению.
Как подлежит отклонению и довод представителя Министерства о необоснованном отклонении судом ходатайства об отложении слушания дела, поскольку оснований для удовлетворения ходатайства с учетом наличия в деле доказательств нуждаемости в учебниках, их количестве, не имелось.
Довод представителя Министерства финансов края об отсутствии возможности, с точки зрения бюджетного законодательства, взыскания средств казны субъекта РФ в бюджет муниципального образования и ссылку о выделении средств в соответствии с утвержденными нормативами нельзя признать обоснованными, так как в силу Закона РФ "Об образовании" субвенции на указанные цели должны выделяться местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных образовательных программ.
Что касается доводов жалобы о том, что администрация муниципального района "Забайкальский район" является ненадлежащим ответчиком, то судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда о возложении на администрацию обязанности, наряду с муниципальным учебным общеобразовательным учреждением, приобрести необходимое количество учебников в связи со следующим.
Как следует из ст. 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Вместе с этим, к полномочиям органов местного самоуправления п.п.1 ч. 1 ст.31 Закона РФ "Об образовании" отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку на орган местного самоуправления возложена часть задач по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, суд обоснованно обязал администрацию муниципального района, совместно с муниципальным учебным учреждением, принимать участие в приобретении учебников.
В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Вместе с тем, поскольку формулировка резолютивной части решения о взыскании денежных средств на приобретение учебников с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации, не позволяет однозначно трактовать судебное решение, может вызвать затруднения при его исполнении, судебная коллегия считает необходимым уточнить решение, указав о взыскании денежных средств с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей администрации муниципального района "Забайкальский район" А. и Министерства финансов Забайкальского края Б. - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив абзац второй в следующей редакции: "Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в бюджет муниципального района "Забайкальский район" денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей на приобретение учебников на 2012 -2013 учебный год для муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" п.Забайкальск".
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Иванов А.В.
Доржиева Б.В.
Копия верна.
Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.