Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Чайкиной Е.В.,
судей Карабельского А.А., Ревенко Т.М.,
при секретаре Семеновой Ю.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 марта 2013 года гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Тунгокоченский район" об исполнении обязанности в натуре,
по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района "Тунгокоченский район" Захарченко С.В.,
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 21 декабря 2012 года, которым постановлено исковые требования прокурора Тунгокоченского района к администрации муниципального района "Тунгокоченский район", удовлетворить;
обязать администрацию MP "Тунгокоченский район":
- в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу получить в федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с его компетенцией разрешение на создание объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке:
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км к юго-востоку от "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км к юго-западу от "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км к северо-востоку от северной окраины "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "Дата" км от "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км к юго-западу от "адрес";
обязать администрацию MP "Тунгокоченский район":
- в семимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю для целей включения в государственный реестр объектов размещения отходов сведения об объектах размещения отходов, расположенных на земельных участках:
- с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км к юго-востоку от "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км к юго-западу от "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км к северо-востоку от северной окраины "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км от "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м в "данные изъяты" км к юго-западу от "адрес";
учетный номер, назначение, вид, место нахождения, сведения (наименование, номер, дата) о правоустанавливающих документах на земельный участок, на котором расположен объект размещения отходов, дата ввода в эксплуатацию, вместимость, объем и (или) масса размещенных отходов, основные виды размещаемых отходов, площадь, системы защиты окружающей среды, виды мониторинга окружающей среды, сведения о наличии либо отсутствии негативного воздействия на окружающую среду, при наличии - сведения о проектной документации на строительство объекта размещения отходов, наименование утвердившего органа (номер, дата) и о заключении государственной экологической экспертизы на нее (наименование документа и наименование органа, утвердившего заключение, номер и дата).
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ревенко Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд с исковыми заявлениями, ссылаясь на то, что на земельных участках, находящихся на территории Тунгокоченского района, размещены полигоны хранения и утилизации твердых бытовых отходов, которые подлежат внесению в государственный реестр. Однако по данным Росприроднадзора по Забайкальскому краю данные полигоны в государственный реестр не включены, что влечет невозможность осуществления учета размещаемых отходов потребления, препятствует реализации прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, поддержание благоприятного состояния окружающей среды. В связи с чем прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" включить в государственный реестр полигоны хранения и утилизации твердых бытовых отходов (л.д. 2-3, 65-66, 122-123, 186-187, 241-242).
В ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд обязать ответчика в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу получить в федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами разрешение на создание объектов размещения отходов; в семимесячный срок - предоставить в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю для целей включения в государственный реестр объектов размещения отходов сведения о таких объектах (л.д. 55-56, 115-116, 175-176, 236-237, 294-295, 317-336).
Определением суда гражданские дела по исковым заявлениям прокурора Тунгокоченского района объединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д. 303).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация городского поселения "Вершино-Дарасунское", администрации сельских поселений "Нижнестанское", "Усуглинское", "Кыкерское" и "Тунгокоченское", Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю (л.д. 16-17, 75,135, 198, 254, 309-310).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района "Тунгокоченский район" Захарченко С.В. просит решение отменить, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением от 14.12.2010 N 569 "Об утверждении порядка организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района "Тунгокоченский район", необходимые организационные меры по утилизации и переработке твердых бытовых отходов администрацией выполнены. В материалах дела имеется выписка из государственного реестра объектов размещения отходов, в которой отражено, что на территории района имеется санкционированная свалка коммунальных отходов, эксплуатацию которой осуществляет ООО "Районный коммунальник". Полагает, что требования прокурора и выводы суда влекут нарушение конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления в исполнении закрепленных полномочий. Так, в ходе судебного разбирательства не было представлено сведений о проведенной прокуратурой проверке, равно как и данных, указывающих на поступление сведений о фактах нарушения законов от государственных органов в области оборота твердых бытовых отходов. Также прокурором не представлено доказательств о нарушении прав неопределенного круга лиц бездействием ответчика (л.д. 401-404).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации муниципального района "Тунгокоченский район", администрации городского поселения "Вершино-Дарасунское", администраций сельских поселений "Нижнестанское", "Усуглинское", "Кыкерское" и "Тунгокоченское" не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора краевой прокуратуры Дьячкову Ж.В., представителя Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю Банщикову А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу п. 2 ст. 12 указанного Закона, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует, что в 2009-2012 гг. администрацией муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края приняты постановления о предоставлении администрации городского поселения "Вершино-Дарасунское", администрациям сельских поселений "Нижнестанское", "Усуглинское", "Кыкерское" и "Тунгокоченское" земельных участков для хранения и утилизации бытовых отходов.
Таким образом, выделенные земельные участки для хранения твердых бытовых отходов, переданные поселениям, фактически являются объектами, предназначенными для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации, поскольку на этих площадках складируются отходы производства и потребления населения соответствующих поселений, которые хранятся постоянно.
Разрешая спор, суд верно применил нормы материального права, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о возложении на администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" получить в соответствующем федеральном органе исполнительной власти разрешение на создание объектов размещения отходов.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доказательств того, что администрацией муниципального района "Тунгокоченский район" были получены разрешения на создание объектов размещения отходов, суду не представлено, несмотря на то, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что администрацией муниципального района были приняты необходимые организационные меры по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, подлежит отклонению.
Также правомерно суд первой инстанции возложил на администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" обязанность предоставить в соответствующий орган исполнительной власти сведения об объектах размещения отходов, расположенных на земельных участках поселений, для включения в государственный реестр.
Согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу п. 7 ст. 12 указанного Закона, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Администрацией муниципального района "Тунгокоченский район" не представлено доказательств того, что объекты размещения отходов поселений внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Довод жалобы о том, что объекты размещения отходов внесены в государственный реестр опровергается пояснениями представителя Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю Банщиковой А.П., которая в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции подтвердила, что администрация муниципального района с заявлениями о внесении сведений об объектах размещения отходов не обращалась.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией не выявлено. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор имел право обратиться в суд с настоящим иском, поскольку создание объектов размещения отходов без соответствующих разрешений и специальных исследований может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, суд полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к правильным выводам. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 21 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Захарченко С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.Чайкина
Судьи А.А.Карабельский
Т.М.Ревенко
Копия верна. Судья Т.М.Ревенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.