Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Доржиевой Б.В., Изюмовой Е.А.
при секретаре Семеновой Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 апреля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах Сокольского Д.И. к Администрации городского округа "Город Чита", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе истца Сокольского Д.И.,
на решение Центрального районного суда города Читы от 11 февраля 2013 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований прокурора Черновского района города Читы в интересах Сокольского Д.И. к Администрации городского округа "Город Чита", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Черновского района города Читы обрался в суд в интересах Сокольского Д.И. с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Сокольский Д.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Состоит на учете в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения в администрации городского округа "Город Чита", на 22.10.2012 учетный номер - "данные изъяты". До настоящего времени жильем не обеспечен. Прокурор с учетом уточнений просил обязать администрацию городского округа "Город Чита" предоставить Сокольскому Д.И. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в черте города Читы, обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов на предоставление Сокольскому Д.И. жилого помещения (л.д.20-21)
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д.28-29).
В апелляционной жалобе истец Сокольский Д.И. выражает несогласие с решением суда, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь на Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", полагает себя реализовавшим свое право на обеспечение жилым помещением, поэтому жилое помещение должно быть предоставлено ему по договору социального найма. Обращает внимание на то, что в настоящее время он не имеет какого-либо жилого помещения, в котором он мог бы проживать. Ссылается на Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2013 N 18-КГПР12-84, которым принято решение о предоставлении лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма. Просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители администрации городского округа "Город Чита", Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об отложении слушания дела не просили. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Сокольского Д.И.., прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Солохиной В.Е., поддержавших жалобу, представителя Министерства финансов Забайкальского края Долговой Ю.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Сокольский Д.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения в администрации городского округа "Город Чита", на 22.10.2012 учетный номер - "данные изъяты" До настоящего времени жильем не обеспечен.
Отказывая в удовлетворении иска прокурору, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время заявленный истцом порядок предоставления жилья указанной категории лиц не применим.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью.
С 1 января 2013 г. вступили в силу изменения, внесенные в названую статью 8 Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилое помещение Сокольскому Д.И. после принятия решения фактически не предоставлено.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 6 названной статьи).
Пунктом 7 названной статьи установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 7 Закона Забайкальского края от 26.12.2012 N774-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 26.12.2012) благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются из специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с указанными лицами, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Приведенные нормы закона устанавливают иные по сравнению с прежней редакцией Федерального закона меры, направленные на реальное обеспечение жильем и его сохранение за лицами из числа детей-сирот и иных лиц, указанных в законе.
Также, как следует из положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, и статьи 7 Закона Забайкальского края N 774-ЗЗК, с 1 января 2013 года исполнение обязанности по предоставлению жилья производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. На территории Забайкальского края обеспечение жильем производится за счет специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
В соответствии со статьями 4 и 7 Закона Забайкальского края "О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями на территории Забайкальского края" от 26.12.2012 г. N 777-ЗЗК, решение о включении в список детей-сирот в отношении лиц, ранее принятых органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается уполномоченным органом в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона Забайкальского края N777-ЗЗК.
Законные основания для предоставления истцу, не обеспечивавшемуся ранее жилым помещением специализированного жилищного фонда, жилья из муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма с 1 января 2013 года отпали.
С учетом этого правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Черновского района в интересах Сокольского Д.И. о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма не имеется.
Следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Читы от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Сокольского Д.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Кулакова О.К.
Судьи: Изюмова Е.А.
Доржиева Б.В.
Копия верна.
Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.