Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Чайкиной Е.В.
судей Изюмовой Е.А., Смолякова П.Н.
с участием прокурора Солохиной В.Е.
при секретаре Гурулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 23 апреля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Хилокского района в интересах Лопатиной А. к Администрации муниципального района "Хилокский район", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании бездействия незаконным и о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Каменевой Л.В.
на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 9 января 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Хилокского района удовлетворить.
Понудить Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы Администрации MP "Хилокский район" по приобретению жилья Лопатиной А. за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
Понудить Администрацию MP "Хилокский район" обеспечить предоставление Лопатиной А. жилого помещения не менее 25 кв.м, расположенного в черте муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края, отвечающего санитарным и техническим требованиям, для проживания на условиях договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Изюмовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хилокского района обратился в суд в интересах Лопатиной А.Р. с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Лопатина А., "Дата" рождения, является сиротой, и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Постановлением Главы администрации сельского поселения "Хушенгинское" от 7 сентября 2009 года N 73 Лопатина ( фамилия) А.Р. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просил суд понудить Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы Администрации MP "Хилокский район" по приобретению жилья Лопатиной А. за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края, понудить Администрацию MP "Хилокский район" обеспечить предоставление Лопатиной А. жилого помещения не менее 25 кв.м, расположенного в черте муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края, отвечающего санитарным и техническим требованиям, для проживания на условиях договора социального найма.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Каменева Л.В. с решением суда не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что решение принято судом с неправильным применением норм материального права. Указывает на то, что с 1 января 2013 года для решения жилищных проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти жилые помещения предоставляются по договору специализированного найма в соответствии с вступившим в законную силу ФЗ N15-ФЗ. Ссылается на то, что пп.2 п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ утратил силу с 01.01.2013. Из чего следует, что в мотивировочной части решения суда сделаны выводы, основанные на недействующих нормах законодательства. Считает, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на апелляционную жалобу Глава Администрации МР "Хилокский район" Дядин П.А. полностью поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Администрация МР "Хилокский район", извещенная о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия ее представителя. Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав истицу Лопатину А.Р., считавшую решение суда правильным, заключение прокурора Солохиной В.Е. полагавшую решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч 1 ст. 330 ГПК РФ неправильное применение норм материального права является основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Такое нарушение допущено судом первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что Лопатина ( фамилия) А.Р. относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена, принята на учет нуждающихся в жилом помещении в целях реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Принимая решение об обеспечении истицы жильем из муниципального жилого фонда на условиях социального найма, суд руководствовался положениями статьи 8 приведенного выше Федерального закона в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в названую статью 8 Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 6 названной статьи).
Пунктом 7 названной статьи установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 7 Закона Забайкальского края от 26.12.2012 N774-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 26.12.2012) благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются из специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с указанными лицами, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Приведенные нормы закона устанавливают иные по сравнению с прежней редакцией Федерального закона меры, направленные на реальное обеспечение жильем и его сохранение за лицами из числа детей-сирот и иных лиц, указанных в законе.
Также, из положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, и статьи 7 Закона Забайкальского края N 774-ЗЗК следует, что с 1 января 2013 года исполнение обязанности по предоставлению жилья производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. На территории Забайкальского края обеспечение жильем производится за счет специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
В соответствии со статьями 4 и 7 Закона Забайкальского края "О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края" от 26 декабря 2012 года N 777-ЗЗК, решение о включении в список детей-сирот в отношении лиц, ранее принятых органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается уполномоченным органом в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона Забайкальского края N777-ЗЗК.
Законные основания для предоставления истице, не обеспечивавшейся ранее жилым помещением специализированного жилищного фонда, жилья из муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма с 1 января 2013 года отпали.
При таких обстоятельствах с решением суда, вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия согласиться не может, решение суда в части выводов об обеспечении жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда не отвечает критерию законности.
Решение суда подлежит отмене, а исковые требования прокурора Хилокского района о предоставлении Лопатиной А.Р. вне очереди жилого помещения на территории муниципального района "Хилокский район" на условиях социального найма подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 9 января 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Хилокского района в интересах Лопатиной А. к Администрации муниципального района "Хилокский район", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании бездействия незаконным и о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди на условиях социального найма отказать.
Председательствующий Чайкина Е.В.
Судьи Изюмова Е.А.
Смоляков П.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.