Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 30 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
судей Изюмовой Е.А., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Шевченко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 30 апреля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Центрального района в интересах Янцевич А.А., Янцевич Е.В. к Администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита", Администрации городского округа "Город Чита", Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита", Министерству территориального развития Забайкальского края о присуждении к исполнению обязанности в натуре
по апелляционной жалобе представителя ответчиков Администрации городского округа "Город Чита" и Администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита" Зориной Ю.В.
на решение Центрального районного суда города Читы от 9 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Центрального административного района городского округа "Город Чита", Администрацию городского округа "Город Чита", Комитет по развитию инфраструктуры Администрации городского округа "Город Чита" и Министерство территориального развития Забайкальского края включить семью Янцевич А.А. и Е.В. в список на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2013 год с учетом даты первоначального включения в такой список.
Обязать Администрацию городского округа "Город Чита" и Комитет по развитию инфраструктуры Администрации городского округа "Город Чита" выдать Янцевич А.А. и Янцевич Е.В. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края осуществить финансирование расходов на предоставление Янцевич А.А. и Е.В. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Заслушав доклад судьи Изюмовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района города Читы обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Семья Янцевич с 13 октября 2004 года состоит на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях договора социального найма. 29 января 2010 года решением комиссии по жилищным вопросам администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита" семья Янцевич включена в список молодых семей - участников подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и поставлена на учет. Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края семья Янцевич включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году по Забайкальскому краю в рамках реализации подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы. Выписка из списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты была направлена в Администрацию городского округа "Город Чита". Однако органом местного самоуправления свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не было выдано, поскольку Министерство и Администрация города со ссылкой на изменения, внесённые в пункт 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 N 825, посчитали, что Янцевич не могут быть участниками программы, так как возраст Янцевич А.А. на день принятия распоряжения превышал 35 лет, что препятствует включению в список претендентов. По мнению прокурора, закон обратной силы не имеет и изменения в пункт 6 Правил в данном случае не применимы. В связи с изложенным, прокурор просил суд обязать Администрацию городского округа "Город Чита", Комитет по развитию инфраструктуры Администрации городского округа "Город Чита" выдать Янцевич А.А. и Янцевич Е.В. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2012 год, обязать Министерство территориального развития Забайкальского края осуществить финансирование расходов администрации городского округа "Город Чита" на предоставление истцам социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2012 год.
Участвующий в деле прокурор Кулибаба А.Г. исковые требования уточнил, просил выдать семье Янцевич вышеназванное свидетельство на 2013 год с осуществлением финансирования этих расходов также на 2013 год. Помимо этого просил суд обязать ответчиков включить семью Янцевич А.А. и Е.В. в список претендентов на получение социальной выплаты приобретение (строительство) жилья на 2013 год с учетом даты первоначального включения в такой список.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков - Администрации городского округа "Город Чита" и Администрации центрального административного района городского округа "Город Чита" Зорина Ю.В. выражает несогласие с решением. Ссылается на то, что действия ответчиков, не выдавших свидетельство на получение социальной выплаты, являются правомерными, поскольку семья Янцевич не соответствует установленным программой требованиям, а именно не соответствует возраст супругов, который является одним из главных условий для признания молодой семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище". По ее мнению к спорным отношениям, возникшим в связи с реализацией Федеральной целевой программы, не применимы положения п.1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ. Федеральные целевые программы (подпрограммы) принимаются и корректируются с учетом финансовых возможностей государства на определенный период времени. Внося изменения в правила реализации таких программ, государство корректирует количество их участников, в зависимости от наличия или отсутствия у государства денежных средств. Подавая заявление на участие в целевой программе, граждане должны понимать, что включение их в списки участников программы не гарантирует им получение той или иной социальной выплаты. Все зависит от количества граждан, пожелавших принять участие в той или иной целевой программе. Просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Истица Янцевич А.А., Министерство территориального развития Забайкальского края, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчиков - Администрации городского округа "Город Чита" и Администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита" Зорину Ю.В., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Арутюнова А.В., истца Янцевич А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, семья Янцевич А.А. и Е.В. состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 13 октября 2004 года, в настоящее время они проживают по адресу: "адрес".
29 января 2010 года решением комиссии по жилищным вопросам администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита" семья Янцевич включена в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. и поставлена на учет.
Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края семья Янцевич включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году по Забайкальскому краю, как молодая семья-участница подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей". При этом семья истцов значилась второй в указанном списке.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, в 2011 году в список участников подпрограммы были внесены изменения, и семья Янцевич из регионального списка исключена, свидетельство на получение социальной выплаты им не выдано.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчиков правовых оснований для отказа истцам в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты не имелось, поскольку изменения в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования были внесены после принятия органом исполнительной власти Забайкальского края решения о включении их молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом (2011) году.
С приведенным выводом судебная коллегия согласиться не может, так как он постановлен при неправильном применением норм материального права.
Так, Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище на 2011-2015 годы", которая, в свою очередь, включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением к программе утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
В силу п.п."а" п.6 Правил (в ред. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2011 N771) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Постановлениями Правительства РФ от 22 ноября 2012 года N1204 и от 06 октября 2011 года N825 указанная норма конкретизирована, предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, притом, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Приходя к выводу о необоснованности исключения Янцевич из участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилье" на 2011-2015 годы, суд первой инстанции полагал, что изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 06 октября 2011 года N825 к настоящему спору неприменимы.
Вместе с тем судом не учтены следующие правовые положения.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Для достижения вышеназванных целей Правилами определено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий являются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).
В соответствии с разделом V подпрограммы механизм ее реализации предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами, согласно п.4 которых, выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее сводного списка).
Разделом II подпрограммы установлен перечень программных мероприятий, которым предусмотрено на федеральном уровне заключение государственным заказчиком подпрограммы с органами исполнительной власти субъектов РФ соглашений по реализации подпрограммы; на региональном уровне сбор данных о молодых семьях, предоставляемых органами местного самоуправления, определение ежегодно объема средств, выделяемых из бюджета на реализацию подпрограммы; на муниципальном уровне признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме, определение ежегодно объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы.
В соответствие с п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
То же предусмотрено Порядком формирования органами местного самоуправления муниципальных образований списков молодых семей, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 05 августа 2011 года N 290.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, которые предоставляется государственному заказчику (пункт 22 Правил).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых, в том числе, из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.23).
Из приведенного выше нормативного регулирования следует, что на реализацию подпрограммы предусмотрены средства из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из планируемого их размера.
Право на получение социальной выплаты, зависит не только от нуждаемости участника подпрограммы, но и соответствия его условиям подпрограммы. Допуск к участию в подпрограмме проводится на местном, региональном и федеральном уровнях и количество участников зависит от объема финансирования, отпущенного на эти цели. Иное применение приведенных норм противоречило бы целевому использованию выделяемых денежных средств для достижения поставленных подпрограммой задач.
Семья Янвевич как установлено по делу, была включена в ранее действовавшую подпрограмму "Об обеспечении жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N675.
В 2011 году семья Янцевич перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы, и обоснованно была исключена из списка претендентов на социальную выплату, поступающую из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение жильем молодой семьи, поскольку одному из супругов - Янцевич А.А. 03.02.2011г. исполнилось 36 лет.
Таким образом, на момент формирования сводного списка в Забайкальском крае - август 2011 года, семья Янцевич не отвечала критериям участников подпрограммы.
Включение истцов в сводные списки, при достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, противоречит положениям приведенных выше Постановлений Правительства Российской Федерации и ведет к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим права на ее получение.
В соответствии с п. 4 ч 1 ст. 330 ГПК РФ неправильное применение норм материального права является основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а в требованиях прокурора в интересах Янцевич А.А. и Янцевич Е.В. следует отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Читы от 09 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Центрального района г.Читы в интересах Янцевич А.А. и Янцевич Е.В. к Администрации городского округа "Город Чита", Администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита", Комитету по развитию инфраструктуры Администрации городского округа "Город Чита", Министерству территориального развития Забайкальского края о возложении обязанности включить семью Янцевич А.А. и Е.В. в список претендентов на получение социальной выплаты на 2013 год, выдать Янцевич А.А. и Янцевич Е.В. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2013 год и осуществить финансирование расходов администрации городского округа "Город Чита" на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2013 год отказать.
Председательствующий Кулакова О.К.
Судьи Изюмова Е.А.
Усольцева С.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.