Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 21 мая 2013 г. по делу N 33А-151/2013
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей: Венедиктова С.В. и Двойцева Ю.В., при секретаре Мухаметчиной Ф.Б., с участием начальника отдела военной прокуратуры Центрального военного округа полковника юстиции Батуры В.П. и заявителя Стуканова А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2013 года, которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части ... капитана Стуканова Александра Васильевича об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с изданием приказа об его увольнении с военной службы в запас и действий командира названной воинской части связанных с проведением в отношении него аттестации.
Заслушав доклад судьи Двойцева Ю.В., объяснения заявителя Стуканова А.В. поддержавшего доводы апелляционной жалобы и мнение участвующего в апелляционном заседании прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
В 2009 году должность, на которой Стуканов проходил военную службу была сокращена, в связи с чем заявителя зачислили в распоряжение воинского должностного лица, так как он не мог быть уволен с военной службы ввиду необеспеченности жильем.
12 сентября 2012 года Стуканову на состав семьи 4 человека по избранному месту жительства была предоставлена отдельная трехкомнатная квартира общей площадью 71,6 кв.м. в городе Новосибирске.
Аттестационной комиссией *** от 01 октября 2012 года в отношении заявителя вынесено заключение о целесообразности увольнения его с военной службы с зачислением в запас и 10 декабря 2012 года приказом Министра обороны РФ N ... он был уволен по организационно-штатными мероприятиям (подпункт "а" пункт 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Считая названный приказ и проведенную в отношении него аттестацию незаконными, Стуканов оспорил действия должностных лиц их издавших в Красноярском гарнизонном суде.
По результатам рассмотрения заявления в удовлетворении требований заявителю было отказано. При этом суд исходил из того, что с 2009 года Стуканов находился в распоряжении в связи с необеспеченностью жилым помещением по избранному месту жительства. Поскольку 12 сентября 2012 года его право на жилье было реализовано, и он выразил согласие на свое увольнение, то причин для оставления заявителя на военной службы у командования не имелось.
Не соглашаясь с принятым решением, Стуканов в апелляционной жалобе ставит вопрос об его отмене и принятии нового в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела.
В обоснование этого автор жалобы указывает, что судом не принят во внимание имеющийся в материалах дела его рапорт от 29 ноября 2012 года, в котором он выразил желание продолжить военную службу на любой другой должности и согласия на свое увольнение не давал.
Далее Стуканов, анализируя нормы гражданского и жилищного законодательства, приходит к выводу, о том, что он не может считаться обеспеченным жилым помещением, поскольку до настоящего времени полученная от Министерства обороны РФ квартира в собственность не оформлена.
Кроме того, по мнению заявителя не ознакомление его с результатами аттестации от 01 октября 2012 года влечет ее незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы окружной военный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом в силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона, на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей. При увольнении указанной категории военнослужащих с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, им предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Вводя названную норму закона, законодатель предопределил реализацию права на получение жилого помещения категории военнослужащих, к которой относится и заявитель, только при соблюдении условия увольнения с военной службы.
Как следует из листа беседы от 02 декабря 2011 года, капитан Стуканов, имеющий выслугу более 17 лет, с увольнением по организационно-штатным мероприятиям был согласен, при этом просил уволить его после обеспечения жильем .
Рапортом от 30 августа 2012 года заявитель также подтвердил, что против предстоящего увольнения не возражает .
В заявлении от 12 сентября 2012 года Стуканов дал согласие на получение в собственность распределенной ему квартиры N N. расположенной в доме N. по улице N. города Новосибирска , которую принял в этот же день по акту приема-передачи .
Министерством обороны РФ во исполнение военного законодательства и в соответствии с согласием заявителя после предоставления ему жилого помещения по указанному адресу, которое он принял по акту приема-передачи, инициирована процедура увольнения Стуканова в запас.
Учитывая, что заявитель, находившийся в распоряжении командира воинской части до обеспечения жильем по установленным нормам в избранном месте жительства, в вышеуказанном рапорте согласился на увольнение с военной службы после обеспечения жильем, действия Министра обороны РФ, выполнившего данное условие и издавшего оспоренный приказ об увольнении Стуканова с военной службы является законными и обоснованными.
Также гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что в рамках реализации названного рапорта заявителя, у командира воинской части и аттестационной комиссии части имелись основания для принятия решения рекомендовать уволить последнего с военной службы и направлении соответствующих документов и представления вышестоящему командованию.
Рапорт Стуканова с просьбой назначить его на нижестоящую должность датированный 29 ноября 2012 года, на который он ссылается в своей жалобе, был оценен судом первой инстанции и на основании этого сделан правильный вывод о том, что на законность оспариваемого приказа он не влияет, так как после предоставления Стуканову жилого помещения он подлежал безусловному увольнению с военной службы.
Утверждение заявителя о том, что фактически квартира Министерством обороны РФ ему не предоставлена, так как до настоящего времени в его собственность не оформлена, является ошибочным.
Так согласно пункту 6 "Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" установлено, что при передаче жилых помещений, указанных в пункте 1 указанных Правил, военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей подписывается акт приема-передачи жилого помещения в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.
Таким образом, вопреки мнению заявителя обеспечение военнослужащих данной категории жилыми помещениями в собственность бесплатно происходит путем передачи жилья по акту приема-передачи.
Довод автора жалобы о незаконности аттестации от 1 октября 2012 года, также рассматривался гарнизонным военным судом и обоснованны был отклонен со ссылкой на п. 6 приказа Министра обороны РФ N ... от 29 февраля 2012 года.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения гарнизонного военного суда не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 327.1 и 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Стуканова А.В. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.В. Двойцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.