Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 17 мая 2013 г. по делу N 33А-131/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Лебедева А.Г. судей Гусейнова Т.Г.и Степанова А.А.,
при секретаре судебного заседания Мухаметчиной Ф.Б.,
с участием заявителя Бурачкова Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2013 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего ... подполковника юстиции Бурачкова Евгения Владимировича об оспаривании бездействия руководителя Департамента жилищных отношений Министерства обороны РФ и действий начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГУ), связанных, соответственно, с нерассмотрением заявления и отказом заключить договор социального найма на распределенное жилое помещение или передать его в собственность.
Заслушав доклад председательствующего Лебедева А.Г., изложившего обстоятельства дела, существо решения и доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя Бурачкова Е.В., поддержавшего свое обращение, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
как видно из материалов дела, Бурачков проходит военную службу по контракту, действующему до 21 июня 2015 года, в ... в городе Новосибирске в должности ... Первый контракт о прохождении военной службы им заключен до 1 января 1998 года.
Решением жилищной комиссии войсковой части ... от 6 сентября 2010 года, оформленным протоколом N ... , Бурачков признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - городе Санкт - Петербурге.
Согласно извещению Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - Департамент) от 06 июля 2012 года N ... заявителю на состав семьи из 4 человек распределено жилое помещение - отдельная трехкомнатная квартира по адресу - город Санкт-Петербург, N., N., N.., д. N., корп. N., кв. N., общей площадью 81,6 кв.м. .
Решением начальника 2 отдела ФГУ от 11 октября 2012 года N ... Бурачкову отказано в заключении договора социального найма на указанную квартиру ввиду того, что получение им жилья по избранному месту жительства, а не по месту прохождения военной службы возможно только при его увольнении .
Решением того же должностного лица от 30 октября 2012 года N ... Бурачкову отказано в передаче распределенного ему жилья в собственность бесплатно ввиду того, что в таком порядке жилье предоставляется военнослужащим, обеспечиваемым на весь период военной службы служебным жильем.
19 ноября 2012 года Бурачков обратился в Департамент жилищного обеспечения МО РФ по поводу обозначенных отказов, однако руководитель названного учреждения это обращение оставил без ответа.
Считая свои права нарушенными, Бурачков обратился в суд с заявлением, в котором просил признать упомянутые решения об отказе в заключение договора социального найма на распределенное ему жилье либо передаче его в собственность бесплатно незаконным и отменить, а также обязать ФГУ и 2 отдел ФГУ принять меры по обеспечению его упомянутым жилым помещением. Кроме того, Бурачков просил признать незаконными бездействие руководителя ФГУ связанное с нерассмотрением его обращения поданного 19 ноября 2012 года.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2013 года заявление Бурачкова удовлетворено частично. Суд обязал руководителя Департамента рассмотреть обращение заявителя от 19 ноября 2012 года, а в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с вынесенным решением, просит его отменить в той части, в которой ему отказано, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого Бурачков, анализируя различные нормы законодательства о статусе военнослужащих и жилищного законодательства, делает вывод о возможности предоставления ему жилого помещения по договору социального найма по избранному им месту жительства в городе Санкт-Петербурге независимо от места прохождения военной службы в настоящее время и от даты будущего увольнения.
При этом автор жалобы указывает, что место прохождения военной службы является его местом пребывания, тогда как город Санкт-Петербург - местом жительства.
Кроме того, по мнению автора жалобы, вывод суда о применении общих оснований предоставления ему жилого помещения при отсутствии, в данном случае реальной возможности исполнить требования части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", незаконно ограничивает его жилищные права, предусмотренные частями 2 - 5 статьи 1 ЖК РФ.
В жалобе ее автор, ссылаясь на решение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2009 года по другому гражданскому делу, указывает на то, что суд первой инстанции положил в основу своего решения не действующий пункт 9 постановления Правительства РФ N 1054.
Проверив материалы дела в пределах, установленных частью первой статьи 327.1 ГПК РФ, и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования) и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Поскольку Бурачковым, как это установлено по делу, контракт о прохождении военной службы заключен до 01 января 1998 года и до настоящего времени он состоит на службе в этом качестве, его правовое положение относительно обеспечения жилым помещением следует определять согласно вышеприведенной норме закона.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет нуждающихся в получении жилья не по месту своего жительства.
Вместе с тем, частью 5 статьи 57 того же кодекса предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства.
Для военнослужащих основания и порядок постановки их на жилищный учет регламентированы упоминавшейся специальной нормой - статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по смыслу которой возможность предоставления им жилья по избранному месту жительства ограничена определенной стадией - при увольнении с военной службы либо после такового при наличии соответствующего основания увольнения (достижение предельного возраста пребывания на военной службе, состояние здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), предполагающей возможность переезда военнослужащего для проживания в избранное им место жительства, отличное от места прохождения военной службы.
Такие же ограничения содержатся в пунктах 6 и 9 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", которые, вопреки мнению заявителя, не противоречат нормам ЖК РФ и применимы в данном споре.
В частности, изложенное согласуется и с приведенными положениями статьи 57 ЖК РФ о предоставлении на общих основаниях гражданам жилого помещения по месту их жительства.
В соответствии с пояснениями в судебном заседании самого заявителя процедура увольнения его с военной службы им самим либо командованием не инициировалась.
Таким образом, правовая позиция, отраженная в оспариваемых решениях, относительно отсутствия у заявителя, продолжающего военную службу на общих основаниях в федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба в городе Новосибирске, права на получение жилого помещения в ином субъекте Российской Федерации, основана на законе, а решение суда первой инстанции является по существу правильным.
Приведенное заявителем в апелляционной жалобе иное толкование норм материального права, предполагающее возможность получения жилого помещения по договору социального найма в период прохождения военной службы в регионе, отличном от места ее прохождения, не соответствует как буквальному содержанию, так и смыслу закона.
С учетом изложенного выше иные доводы апелляционной жалобы правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Бурачкова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Лебедев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.