Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 16 апреля 2013 г. по делу N 33А-92/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Войтко С.Н. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Бирюковой Н.С.,
с участием заявительницы Макаровой Н.В., её представителя Иванова В.М., представителей заинтересованных лиц майора юстиции Баулина Е.А. и капитана юстиции Савенкова Д.В., прокурора - начальника отдела военной прокуратуры Центрального военного округа полковника юстиции Батуры В.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Савенкова Д.В. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 23 января 2013 года по заявлению старшего прапорщика в отставке Макаровой Натальи Васильевны об оспаривании состоявшихся в отношении неё приказов командующего войсками Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России (далее - командующий) и командира войсковой части ... (далее - командир) об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части соответственно.
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителей заинтересованных лиц Баулина Е.А. и Савенкова Д.В. в пределах апелляционного обращения, объяснения заявительницы Макаровой Н.В. и её представителя Иванова В.М., заключение прокурора Батуры В.П. в обоснование законности решения суда первой инстанции, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Как видно из дела, решением жилищно-бытовой комиссии управления войсковой части ... от 17 декабря 2007 года заявительнице на семью из двух человек по месту службы распределена квартира общей площадью 53,2 кв.м. 4 декабря 2012 года с Макаровой заключён договор социального найма на это жилое помещение.
На основании приказа командующего от 2 июля 2012 года N *** заявительница уволена с военной службы в отставку по возрасту. Приказом командира от 16 июля того же года N *** Макарову с указанной даты исключили из списков личного состава воинской части.
Будучи не согласна с данными распорядительными актами, заявительница оспорила их по правилам главы 25 ГПК РФ, полагая, что ей незаконно прекратили военную службу до обеспечения жильём. С целью восстановления нарушенных прав она просила отменить указанные приказы в части, её касающейся, и обязать командующего издать приказ о её увольнении в день заключения договора социального найма.
По итогам разбирательства дела заявление удовлетворено частично. Гарнизонный военный суд признал оспоренный приказ командира незаконным, обязал названное должностное лицо отменить его и исключить Макарову из списков части 4 декабря 2012 года. Применительно к другим требованиям обращение заявительницы оставлено без удовлетворения.
В жалобе представитель командира, анализируя обстоятельства спора, имеющиеся по нему доказательства и отдельные правовые нормы, просит судебное постановление отменить ввиду неверного определения юридически значимых обстоятельств, а также нарушения закона и отказать в удовлетворении заявления.
В обоснование автор апелляционного обращения приводит следующие доводы:
- на день окончания военной службы Макарова была обеспечена и пользовалась указанной квартирой с её согласия, однако не способствовала заключению договора социального найма на это помещение;
- заявительница не возражала против издания в отношении неё оспоренных приказов;
- данная квартира не находится на балансе войсковой части ... , в связи с чем у командира отсутствовали полномочия на своевременное заключение упомянутого соглашения;
- размер общей площади распределённого Макаровой жилья не соответствует требованиям, установленным статьёй 151 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
- в соответствии с условиями подписанного заявительницей договора датой заключения последнего является 23 июня 2012 года;
- заявленные Макаровой требования свидетельствуют о злоупотреблении ею своими правами.
В принесённых возражениях заместитель военного прокурора Новосибирского гарнизона подполковник юстиции Макеев Е.Ю., участвовавший в суде первой инстанции в качестве прокурора, опровергает доводы жалобы и просит состоявшееся решение оставить без изменения.
По результатам рассмотрения апелляционного обращения в установленных частью 1 статьи 3271 ГПК РФ пределах окружной военный суд находит обжалованное решение согласующимся с фактическими обстоятельствами, имеющими значение для дела, и подлежащими применению правовыми нормами.
В силу статьи 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" социальные гарантии военнослужащих внутренних войск обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Анализ положений пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает на то, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, заключившие контракт до 1 января 1998 года и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней без предоставления им жилых помещений по договору социального найма. Обеспечение указанных граждан такими помещениями является обязанностью государства в лице федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также пунктом 23 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Из представленных материалов усматривается, что заявительница отвечала перечисленным требованиям и возражала против увольнения без обеспечения жильём, а поэтому на момент прекращения военно-служебных отношений справедливо рассчитывала на предоставление ей квартиры на общих основаниях. До 4 декабря 2012 года по последнему месту военной службы она продолжала состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В силу пункта 3 статьи 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения ГК РФ применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Согласно статье 4 ЖК РФ все правоотношения, связанные с приобретением, осуществлением, изменением и прекращением права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов отнесены к жилищным, в связи с чем подлежат регулированию исключительно жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим Кодексом. В силу статьи 63 ЖК РФ это соглашение облекается письменно в определённую форму, предусмотренную Правительством Российской Федерации.
Из Типового договора социального найма, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315, в системной связи с частями 3 и 4 статьи 57 ЖК РФ вытекает невозможность вселения гражданина в жилое помещение до заключения с ним обозначенного договора. Следовательно, к настоящему делу не применимы положения пункта 2 статьи 425 ГК РФ, допускающие установление в договоре условия о его действии до достижения сторонами соглашения.
С учётом изложенного окружной военный суд приходит к выводу, что правоотношения найма конкретного жилого помещения, относящегося к жилищному фонду социального использования, и, соответственно, право владения и пользования граждан этим помещением могут возникать только после заключения названного договора и лишь на будущее время.
При таких обстоятельствах содержащееся в подписанном Макаровой 4 декабря 2012 года договоре социального найма на предоставленное ей по линии военного ведомства жилое помещение условие, в соответствии с которым данное соглашение считается заключённым 23 июня того же года, на основании статьи 168 ГК РФ является ничтожным, поскольку противоречит требованиям закона. В силу этого указанное условие не может порождать желаемые для автора жалобы последствия.
По приведённым основаниям окружной военный суд констатирует неправомерность решения командования по исключению заявительницы из списков части вышеупомянутым приказом N ***, так как на день его издания с Макаровой не был заключён договор социального найма, что не позволяет говорить об обеспечении её жилым помещением до прекращения военной службы.
В деле не содержится сведений об изменении заявительницей негативного отношения к увольнению без предоставления жилья, отражённого в рапорте от 1 марта 2012 года . Это свидетельствует о несостоятельности довода апелляционного обращения о согласии Макаровой с оспоренным распорядительным актом командира.
Вопреки мнению представителя заинтересованного лица факты злоупотребления заявительницей правами материалами спора не подтверждаются. Её действия укладываются в рамки закона и направлены на защиту гарантированных прав. Что же касается безуспешных мер, предпринятых Макаровой во время прохождения военной службы с целью ускорить заключение указанного договора, то, исходя из обстоятельств дела, они не могут свидетельствовать о виновности заявительницы в несвоевременном оформлении соответствующего соглашения.
Другие доводы жалобы также не влекут отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 23 января 2013 года по заявлению Макаровой Натальи Васильевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Савенкова Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.