Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 22 февраля 2013 г. по делу N 33А-42/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Лебедева А.Г., судей Дубова Ю.А. и Тарабакина А.В., при секретаре судебного заседания Садовниковой Е.С., с участием представителя заявителя Иванова В.М., представителя командира и жилищной комиссии войсковой части ... майора юстиции Белобородова В.В., рассмотрел апелляционную жалобу представителя должностного лица и коллегиального органа майора юстиции Перепелицы Р.В. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащей войсковой части ... ефрейтора Лёвиной Ирины Леонидовны об оспаривании решения командира и жилищной комиссии войсковой части ... об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А., выступления представителя должностного лица и коллегиального органа в поддержку апелляционной жалобы и представителя заявительницы, возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Лёвина проходит военную службу по контракту в войсковой части ... в должности ***.
Решением жилищной комиссии войсковой части ... N ... от 29 ноября 2012 года, утвержденным командиром этой же части, Лёвиной отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и распоряжения Главнокомандующего внутренними войсками МВД России N ... от 19 апреля 2010 года, в связи с тем, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления.
Посчитав свои права нарушенными, Лёвина обратилась с заявлением в гарнизонный военный суд, в котором просила признать оспариваемое решение коллегиального органа и действия командира войсковой части ... по его утверждению незаконными, обязав должностное лицо и жилищную комиссию его отменить.
19 декабря 2012 года Новосибирский гарнизонный военный суд, рассмотрев дело по существу, требования заявителя удовлетворил в полном объеме и возложил на командира и жилищную комиссию войсковой части ... обязанность повторно рассмотреть рапорт Лёвиной о постановке на учет.
Не соглашаясь с принятым судебным постановлением и полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы права и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представитель командира и жилищной комиссии войсковой части ... майор юстиции Перепелица Р.В. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований Лёвиной в полном объеме.
В обоснование этого, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, распоряжение Главнокомандующего внутренними войсками МВД России N ... от 19 апреля 2010 года и положения иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, он приводит доводы, суть которых сводится к тому, что в связи с введением в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие внутренних войск МВД России, не состоящие на указанную дату на жилищном учёте в соответствии с решениями жилищно-бытовых комиссий воинских частей, не вправе претендовать на обеспечение жильём по линии указанного министерства.
Принятие на учёт таких граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исключительно органом местного самоуправления по месту жительства военнослужащего.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные материалы дела, окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изложенные в нем выводы являются убедительными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, круг которых определён верно.
Правильно в данном случае суд истолковал и подлежащие применению нормы материального права.
В силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также статей 15 и 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" жилищное строительство и приобретение гарантированного государством жилья для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. К числу последних органы местного самоуправления, уполномоченные по общему правилу осуществлять принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не относятся.
Особенности жилищного обеспечения военнослужащих, обусловленные их статусом, в полной мере распространяются на указанное жильё, что находит отражение в частях 3, 4 статьи 49 и части 3 статьи 52 ЖК РФ (см. пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года (с изменениями) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
В соответствии с приведёнными в них нормами реализация отдельными категориями граждан, каковыми являются военнослужащие, права на получение жилого помещения для постоянного проживания сопряжена с соблюдением порядка, установленного специальным законодательством, которое имеет приоритет перед аналогичными положениями ЖК РФ.
Очередным подтверждением тому выступают положения части 4 статьи 49 ЖК РФ. Согласно данной статье Закона, органы местного самоуправления могут предоставлять этой категории граждан жилые помещения по договорам социального найма лишь муниципального жилищного фонда и только в случае наделения обозначенных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение военнослужащих жильём.
По объяснениям представителя должностного лица и коллегиального органа подобные полномочия органам местного самоуправления по месту службы Лёвиной не делегировались.
Наряду с этим, легитимность жилищной комиссии войсковой части ... по разрешению вопросов, связанных с реализацией права заявителя на обеспечение жильём, определена, кроме того, соответствующей Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, введенной в действие приказом Министра внутренних дел РФ от 12 февраля 2010 года N75.
Таким образом, анализ действующего с 1 марта 2005 года жилищного законодательства указывает на недопустимость произвольного перекладывания обязанностей по реализации жилищных прав военнослужащих от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на органы местного самоуправления, что имеет место в настоящем споре, поскольку специальными нормативными правовыми актами предусмотрен отличный от общего порядок обеспечения жильём названной категории граждан. Утверждение автора жалобы об обратном базируется на неверном толковании закона и из последнего не вытекает, а поэтому не может быть принято во внимание.
При таких обстоятельствах, довод автора жалобы о том, что принятие на учёт военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исключительно органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, является несостоятельным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит вывод гарнизонного военного суда о неправомерности отказа Лёвиной в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, по месту службы, в силу части 3 статьи 52 ЖК РФ и распоряжения Главнокомандующего внутренними войсками МВД России N ... от 19 апреля 2010 года, соответствующим закону.
При этом, в решении дан аргументированный ответ на ссылку представителя командира и жилищной комиссии войсковой части ... , которая имеется и в апелляционной жалобе, на распоряжение Главнокомандующего внутренними войсками МВД России N ... от 19 апреля 2010 года как на основание принятие решения коллегиального органа.
В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, названное выше распоряжение также не может быть принято во внимание при разрешении данного спора.
Учитывая, что командиром и жилищной комиссией войсковой части ... не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность оспоренного решения в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными ЖК РФ, а существенные нарушения норм материального и процессуального права по делу отсутствуют, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2012 года по заявлению военнослужащей войсковой части ... ефрейтора Лёвиной Ирины Леонидовны об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части ... об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, а также действий командира этой же части по его утверждению оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица и коллегиального органа - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.