Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 22 февраля 2013 г. по делу N 33А-33/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Войтко С.Н. и Таранова В.А., при секретаре судебного заседания Бирюковой Н.С.,
с участием представителя заявителя Керимова С.Ф., представителя заинтересованных лиц майора юстиции Баулина Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2012 года по заявлению полковника Коршунова Олега Владимировича об оспаривании состоявшегося в отношении него решения центральной жилищной комиссии управления Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России (далее - центральная жилищная комиссия) от 17 сентября 2012 года и действий командующего войсками Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России (далее - командующий) по утверждению соответствующего протокола заседания названного коллегиального органа.
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления и доводы жалобы, объяснения представителя заявителя Керимова С.Ф. в пределах апелляционного обращения, а также объяснения представителя заинтересованных лиц Баулина Е.А. в обоснование законности решения суда первой инстанции, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Коршунов проходит военную службу по контракту в должности командира войсковой части ...
Решением жилищной комиссии этой воинской части (далее - жилищная комиссия воинской части) от 18 мая 2012 года заявитель вместе с членами семьи - супругой К. и её сыном от первого брака А., 24 декабря 1997 года рождения, - признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением от 17 сентября 2012 года, с которым согласился командующий, центральная жилищная комиссия отказала в утверждении приведённого решения жилищной комиссии воинской части в связи с представлением документов, не подтверждающих право семьи заявителя состоять на указанном учёте.
Решением суда вышеупомянутое заявление Коршунова оставлено без удовлетворения.
В апелляционном обращении его автор, анализируя обстоятельства спора, имеющиеся по нему доказательства, а также отдельные правовые нормы, просит судебное постановление отменить ввиду неверного истолкования материального закона и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование Коршунов утверждает, что по делу неправильно применены положения СК РФ и сделан ошибочный вывод об обеспеченности его семьи по месту прохождения военной службы жильём по установленным нормам. Подтверждением тому, по мнению заявителя, выступают неверно оценённые в судебном постановлении соглашение между К. и её бывшим мужем Н. о порядке пользования квартирой, находящейся в общей собственности этих лиц, а также акт проверки жилищных условий, датированный 10 октября 2010 года.
Далее Коршунов указывает, что суд не придал должного значения объяснениям его представителя в суде первой инстанции относительно семейного положения Н. и пользования последним упомянутым помещением совместно с другими лицами.
В заключение жалобы отмечается, что с 26 ноября 2012 года в указанной квартире проживает Д., вселённая Н..
По результатам рассмотрения апелляционного обращения окружной военный суд находит обжалованное решение согласующимся с фактическими обстоятельствами спора и подлежащими применению правовыми нормами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей гарантируется улучшение жилищных условий по основаниям и в порядке, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
12 февраля 2010 года Министр внутренних дел Российской Федерации издал приказ N 75, которым утвердил Инструкцию об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 22, 24 и 25 Инструкции постановка на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях командиров соединений и воинских частей внутренних войск и распределение им жилой площади производится только после принятия соответствующего решения жилищной комиссией вышестоящего органа военного управления. С этой целью на имя председателя вышестоящей жилищной комиссии направляется копия жилищного дела и выписка из протокола заседания жилищной комиссии о принятии решения. В случае принятия неправомерного решения вышестоящая жилищная комиссия отказывает в утверждении решения жилищной комиссии первой инстанции, что оформляется протоколом, утверждаемым соответствующим воинским начальником.В силу пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ представление документов, которые не подтверждают право граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исключает их принятие на указанный учёт.
Отказывая в утверждении решения жилищной комиссии воинской части на основании данной нормы, заинтересованные лица справедливо исходили из материалов жилищного дела заявителя, не содержащих упомянутое в жалобе соглашение. Следовательно, в силу приведённых положений Инструкции этот документ не должен был приниматься во внимание центральной жилищной комиссией и командующим при вынесении решения и совершении действий, оспоренных Коршуновым.
Основанием для принятия заявителя на жилищный учёт жилищная комиссия воинской части избрала обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ. Согласно обозначенному пункту гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. В городе Барнауле такая норма составляет не более 12 кв. м.
Между тем как выпиской из протокола заседания жилищной комиссии воинской части, так и копией жилищного дела Коршунова, направленных в центральную жилищную комиссию, не подтверждается правомерность применения в отношении заявителя приведённого основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, из жилищного дела Коршунова усматривается, что он вместе с супругой К. и её несовершеннолетним сыном А., признанным в судебном порядке членом семьи заявителя, проживают в двухкомнатной квартире общей площадью 54,5 кв. м, отвечающей установленным требованиям. Данное жилое помещение, расположенное по месту военной службы Коршунова в городе Барнауле, находится в общей совместной собственности К. и её бывшего супруга Н., который А. приходится отцом. Иные лица в квартиру не вселялись, соглашения относительно порядка пользования ею с заявителем не заключались, сведения об ограничении прав А., связанных с проживанием в ней, отсутствуют.
В силу пунктов 2, 4 статьи 244, а также пунктов 1, 2 статьи 253 ГК РФ нахождение имущества в указанной разновидности общей собственности вопреки жалобе исключает определение долей и предполагает право сособственников сообща по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое.
Согласно пункту 1 статьи 292 ГК РФ, частям 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Анализ изложенного позволяет прийти к выводу об обеспеченности семьи Коршунова по месту прохождения военной службы общей площадью жилого помещения на одного человека более учётной нормы (54,5 : 4). Это обстоятельство препятствует принятию Коршунова, его супруги и сына последней на учёт в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, что свидетельствует о незаконности вышеупомянутого решения жилищной комиссии воинской части, в утверждении которого заинтересованные лица отказали правомерно.
Ссылка автора апелляционного обращения в обоснование обратного на акт проверки жилищных условий заявителя от 10 октября 2010 года является несостоятельной. Нашедшее отражение в этом документе заключение комиссии о неудовлетворении указанной квартиры санитарным нормам не вытекает из материалов спора, которые не содержат конкретных сведений о её непригодности для постоянного проживания граждан.
Другие доводы жалобы в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ законность вынесенного по делу судебного постановления не колеблют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2012 года по заявлению Коршунова Олега Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.