Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 07 марта 2013 г. по делу N 33А-26/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Войтко С.Н. и Таранова В.А., при секретаре судебного заседания Бирюковой Н.С., с участием заявителя Овчарова В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 13 ноября 2012 года по заявлению подполковника Овчарова Валентина Владимировича об оспаривании действий заместителя руководителя федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России (далее - управление правового обеспечения) и начальника управления кадров Центрального военного округа (далее - управление кадров), сопряжённых с отказом в согласовании и представлении в вышестоящий орган военного управления проекта приказа Министра обороны Российской Федерации об установлении названному военнослужащему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности (далее - надбавка).
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы жалобы, объяснения заявителя Овчарова В.В. в её обоснование, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Овчаров проходит военную службу по контракту в должности заместителя начальника ... , на которую был назначен в июне 2011 года.
30 октября 2012 года Овчаров обратился с упомянутым заявлением в суд. В нём он настаивал на признании незаконными действий заместителя руководителя управления правового обеспечения, сопряжёнными с отказом согласовать указанный проект приказа, ранее подготовленный ... Наряду с этим Овчаров просил обязать начальника управления кадров представить данный проект в Главное управление кадров военного ведомства с целью установления ему Министром обороны Российской Федерации надбавки с 1 января 2012 года как занимающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями.
По итогам судебного разбирательства заявление оставлено без удовлетворения.
В жалобе её автор, анализируя обстоятельства спора, имеющиеся по делу доказательства, отдельные положения федерального законодательства и практику военных судов, указывает на незаконность состоявшегося решения, которое просит отменить и удовлетворить заявление.
В обоснование Овчаровым приводятся следующие доводы:
- он ежедневно осуществляет руководство как отдельными подразделениями, так и всем личным составом ... ;
- с 30 мая по 24 сентября 2012 года на него возлагалось исполнение обязанностей по вакантной воинской должности начальника ... , по которой надбавка начисляется;
- выплата надбавки регулируется подпунктом "д" пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны России от 30 декабря 2011 года N 2700, тогда как суд применил положения другой нормы;
- вопреки решению упомянутый подпункт не предусматривает в качестве основания для производства надбавки включение занимаемой им (заявителем) должности в соответствующий перечень;
- в судебном заседании не исследовались относящиеся к предмету спора положения общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации, а также локальных правовых актов, определяющих обязанности по воинской должности заместителя начальника ...
По результатам рассмотрения апелляционного обращения окружной военный суд находит обжалованное решение подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих денежным довольствием осуществляется в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Установленная частью 18 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые условия военной службы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1073, а также действующему с 1 января 2012 года приказу Минобороны России от 30 декабря 2011 года N 2700 выплачивается на основании приказов соответствующих командиров (начальников).
На период спорных отношений таким начальником для Овчарова являлся Министр обороны Российской Федерации, что вытекает из приказа последнего от 5 октября 2011 года N 1818 "О приказах по личному составу", изданного в соответствии с пунктами 9, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации. Следовательно, только к компетенции этого должностного лица относится разрешение вопросов об определении заявителю надбавки либо отказе в её выплате.
Данный вывод заинтересованными лицами под сомнение не ставится. Не опровергается он и материалами дела, а также представленными управлением кадров и управлением правового обеспечения в адрес суда апелляционной инстанции Регламентом формирования и прохождения документов для подготовки и издания проектов приказов Министра обороны Российской Федерации по личному составу, утверждённым Министром обороны Российской Федерации 24 октября 2011 года, Уставом федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Должностной инструкцией заместителя руководителя федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, являющейся приложением N *** к приказу руководителя управления правового обеспечения от 2011 года N ***, Положением об отделе правовой экспертизы проектов правовых актов, организации судебной защиты имущественных интересов, правового обеспечения деятельности военного округа федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, являющейся приложением N 1 к приказу руководителя управления правового обеспечения от 2011 года N ***.
В соответствии с материалами спора и приведёнными правовыми актами проекты приказов Министра обороны Российской Федерации о событиях, влияющих на размеры денежного довольствия военнослужащих ... , подлежат направлению в управление кадров, которому вменяется в обязанность их формирование, визирование и отправка в Главное управление кадров Минобороны России. Этому предшествует правовая экспертиза проектов приказов. В её рамках заместитель руководителя управления правового обеспечения уполномочен возвращать указанные проекты, если они не отвечают установленным требованиям.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Во исполнение данного конституционного требования Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусматривает, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний .
Надлежаще зарегистрированных и официально опубликованных нормативных правовых актов, которые допускают ограничение прав военнослужащих на получение надбавки путём совершения оспоренных по настоящему делу действий, не имеется. Следовательно, представленные заинтересованными лицами в обоснование обратного нормативные документы не подлежат применению в той части, в какой они такую возможность не исключают.
Таким образом, ни начальник управления кадров, ни заместитель руководителя управления правового обеспечения не уполномочены препятствовать продвижению проекта приказа об установлении Овчарову надбавки по инстанции, поскольку это противоречило бы приказу Минобороны России от 30 декабря 2011 года N 2700, а также правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, гарнизонный военный суд исходил из того, что занимаемая Овчаровым воинская должность не позволяет претендовать на получение надбавки, а заместитель руководителя управления правового обеспечения не отказывал в согласовании подготовленного ... в отношении названного военнослужащего проекта приказа, так как последний на визирование не представлялся.
Между тем материалами дела подтверждается факт умышленного ненаправления начальником управления кадров упомянутого проекта приказа в вышестоящий орган военного управления , что в свете изложенного свидетельствует о выходе заинтересованного лица за рамки предоставленных полномочий вопреки закону. Учитывая одновременно, что в результате этого стало невозможным обсуждение Министром обороны Российской Федерации вопроса об установлении надбавки либо отказе в её выплате Овчарову, апелляционная инстанция приходит к выводу о неправомерности указанных действий начальника управления кадров и обоснованности заявления в соответствующей части.
Из представленного в окружной военный суд правового заключения к проекту приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 июля 2012 года N *** усматривается, что совершению начальником управления кадров приведённых действий предшествовало предписание заместителя руководителя управления правового обеспечения Г. об исключении из данного проекта указания об установлении Овчарову надбавки.
По убеждению апелляционной инстанции, в силу подлежащих применению по делу нормативных правовых актов упомянутое заключение не может ограничивать право заявителя на получение надбавки, так как не препятствует отправке обозначенного проекта приказа по инстанции. По этим основаниям нельзя считать состоятельным заявление Овчарова в части требований о признании незаконными действий заместителя руководителя управления правового обеспечения, сопряжённых с отказом в согласовании управлению кадров данного проекта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Красноярского гарнизонного военного суда от 13 ноября 2012 года по заявлению Овчарова Валентина Владимировича полностью отменить и принять по делу новое решение, которым данное обращение удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника управления кадров Центрального военного округа, связанные с ненаправлением в Главное управление кадров Минобороны России проекта приказа Министра обороны Российской Федерации об установлении Овчарову В.В. с 1 января 2012 года ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности.
Обязать это должностное лицо направить указанный проект приказа в адрес Главного управления кадров Минобороны России.
В удовлетворении других требований заявителю отказать.
Председательствующий В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.