Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 31 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3-го окружного военного суда
в составе: председательствующего - Моши А.М., судей: Ушаковой М.В. и Светлова А.Г., при секретаре Новак Г.С., с участием представителя заявителя Беспалова П.А. и представителя Центральной жилищной комиссии ФСО России (ЦЖК ФСО) Никифорова С.В., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ЦЖК ФСО Никифорова С.В. на решение 94 гарнизонного военного суда от 19 марта 2013 года, которым частично удовлетворено заявление майора Шарофдинова А. А. об оспаривании действий (бездействия) ЦЖК ФСО и жилищной комиссии Спецсвязи ФСО по вопросам признания заявителя нуждающимся в служебном жилье и его регистрации по адресу воинской части.
Заслушав доклад судьи Светлова А.Г., объяснения представителя ЦЖК ФСО Никифорова С.В., поддержавшего требования апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, и возражения представителя заявителя Беспалова П.А. против отмены судебного решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением ЦЖК ФСО России от 25 декабря 2012 года (протокол _) Шарофдинову, проходящему военную службу по контракту в подразделении Спецсвязи ФСО России, было отказано во включении в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы.
Данный отказ, а также бездействие вышеуказанных жилищных органов, допущенное при рассмотрении рапорта заявителя с просьбой о регистрации по адресу воинской части, Шарофдинов оспорил в военный суд, решением которого его требования частично удовлетворены и на ЦЖК ФСО возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении заявителя и членов его семьи в соответствующие списки очередников. В удовлетворении требований, касающихся регистрации при части, было отказано.
В апелляционной жалобе представитель ЦЖК ФСО Никифоров выражает несогласие с судебным решением в части удовлетворения требований, просит его изменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению автора жалобы, пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено обязательное основание для получения служебного жилья - прибытие военнослужащего и членов его семьи к новому месту службы, которому Шарофдинов с семьёй не отвечают.
Со ссылками на обстоятельства проживания заявителя на момент поступления на службу в ФСО в квартире, расположенной в _, куда он был вселён как член семьи собственника данного жилья - его отца, в жалобе утверждается о фактической обеспеченности заявителя на тот момент жилым помещением.
Как полагает представитель Никифоров, утрата права пользования упомянутым жильем Шарофдиновым по судебному решению явилась следствием его непроживания в данной квартире и пассивной позиции при разрешении дела в суде, что следует расценивать как злоупотребление правом, запрещенное ст.10 ГК РФ.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно п.1 Правил предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях в федеральных органах государственной охраны, утвержденных приказом Федеральной службы охраны РФ от 4 августа 2008 года N404, в федеральных органах государственной охраны служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на срок прохождения военной службы по контракту.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь, ЦЖК ФСО - орган, ведающий окончательным рассмотрением жилищных вопросов сотрудников данного ведомства, в своей деятельности обязана руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы жилищного обеспечения граждан (сотрудников) (пп.3 и 5 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденного приказом Директора ФСО России N307 от 24 июня 2010 года).
По смыслу ч.2 ст.99 ЖК РФ единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Право Шарофдинова, назначенного на воинскую должность после окончания в 2000 году военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания, на обеспечение служебным жилым помещением на весь срок службы, установлено абз.4 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Доказательств обеспеченности заявителя жильём в _ - населенном пункте, где дислоцировано подразделение Спецсвязи ФСО, в котором Шарофдинов проходит военную службу по контракту, суду представлено не было.
При таких условиях оспариваемый отказ обосновано признан судом незаконным и нарушающим права заявителя, а на ЦЖК ФСО - возложена обязанность по пересмотру принятого решения.
Вопреки ошибочным доводам автора апелляционной жалобы, содержащееся в абз.2 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" требование об обеспечении прибывших на новое место военной службы военнослужащих служебными жилыми помещениями не позднее трехмесячного срока со дня прибытия, согласно правовой позиции, высказанной в определении Военной коллегии Верховного Суда РФ от 8 февраля 2011 года N202-В10-21, не ограничивает прав остальных военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, а лишь возлагает на командование обязанность по обеспечению их жильем в указанные сроки.
Что касается прав, имевшихся у Шарофдинова относительно квартиры в _, в которой он был зарегистрирован до марта 2012 года, то они, исходя из положений ч.2 ст.99 ЖК РФ, не препятствовали признанию заявителя с членами семьи нуждающимся в служебном жилье.
Оснований, указанных в ч.4 ст.330 ГПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного решения, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах иные доводы апелляционной жалобы также не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 19 марта 2013 года по заявлению майора Шарофдинова А. А. об оспаривании действий (бездействия) ЦЖК ФСО и жилищной комиссии Спецсвязи ФСО по вопросам признания заявителя нуждающимся в служебном жилье и его регистрации по адресу воинской части, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ЦЖК ФСО Никифорова С.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.