Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 10 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Новак Г.С., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица Сахарчук С.З. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2013 года, которым частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части _ подполковника запаса Павлова Ю. С. об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (ФГКУ "ЮРУЖО"), связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением начальника ФГКУ "ЮРУЖО" _ от 1 ноября 2012 года Павлову, уволенному с военной службы в 2004 году, отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Полагая свои права нарушенными, Павлов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать это решение незаконным, а также обязать должностное лицо признать его нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи в два человека путем выдачи Государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) и внести эту информацию в Единый реестр учета военнослужащих.
Суд первой инстанции эти требования заявителя удовлетворил частично, признав оспоренное решение незаконным и обязал начальника ФГКУ "ЮРУЖО" повторно рассмотреть заявление Павлова. В удовлетворении требования о признании его нуждающимся в жилом помещении и внесении сведений в Единый реестр учета военнослужащих отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным решением, представитель должностного лица Сахарчук С.З. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, после чего принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заявителю отказать.
В обоснование своих доводов автор жалобы указывает, что повторное обеспечение жилыми помещениями, что имеет место в отношении Павлова, действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку Павлов на состав семьи из трех человек обеспечен жилым помещением в _ по нормам, он, по мнению автора жалобы, не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, в том числе и в момент его увольнения с военной службы в декабре 2004 года.
Указанные обстоятельства, по мнению автора жалобы, свидетельствуют о том, что в силу положений ст. 51 ЖК РФ Павлов не может претендовать и на получение социальной выплаты в виде ГЖС, а поэтому ссылка в решении суда первой инстанции на Правила выпуска и реализации ГЖС является незаконной.
Помимо этого, Павлов не является военнослужащим, что препятствует рассмотрению вопроса о признании его нуждающимся в жилых помещениях согласно положениям приказа Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года.
Далее в жалобе указывается, что Павлов уволен с военной службы до 1 января 2005 года и не был принят органами местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях, что в силу положений части 2.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предполагает решение жилищных вопросов через органы местного самоуправления на общих основаниях.
В заключение автор жалобы не соглашается с выводами суда о подсудности настоящего гражданского дела военному суду, поскольку в силу разъяснений, изложенных в абзаце втором постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9, такие дела подсудны районному суду.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Павлов в период военной службы был обеспечен по месту военной службы по установленным нормам двухкомнатной квартирой, которую в марте 2002 года приватизировала его супруга, и на момент увольнения с военной службы, вплоть до исключения из списков личного состава воинской части 31 декабря 2004 года, с просьбой о признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства (в _) не обращался.
Утверждение Павлова об обратном не подтверждается имеющимися в деле доказательствами и поэтому является необоснованным.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащие, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем. Такая же правовая позиция сформулирована в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года N 403-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1619-О-О.
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) в соответствии с подп. "а" п. 10 Правил учета является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп. "а" п. 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Такое понимание этой правовой нормы вытекает из решения Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 года N ВКПИ01-01, вынесенного в порядке гл. 24 ГПК РФ.
Кроме того, в соответствии с подп. "в" п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подп. "ж" п. 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Поскольку Павлов имеет в собственности жилье по установленным нормам, он может быть признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства только после передачи его в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", либо в случае приобретения жилья по избранному им месту жительства посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, с последующим безвозмездным отчуждением имеющегося у него по месту военной службы жилого помещения.
Между тем, Павлов обратился в уполномоченный жилищный орган ( _) с просьбой принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Павлов при увольнении с военной службы был обеспечен жилым помещением по установленным нормам и желание переменить место жительства до исключения из списков личного состава воинской части не изъявил.
При таких данных судебная коллегия находит, что обращение Павлова разрешено правильно, а поэтому решение начальника ФГКУ "ЮРУЖО" _ от 1 ноября 2012 года является правомерным.
В соответствии с п.п. 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права являются основаниями для изменения в апелляционном порядке состоявшегося судебного решения.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции в этой части и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований полностью отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-1, 328, 329 и 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2013 года, которым частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части _ подполковника запаса Павлова Ю. С. об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (ФГКУ "ЮРУЖО"), связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений, - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заявителя Павлова Ю.С., связанных с признанием его нуждающимся в жилом помещении, - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.