Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Медведева А.А.
при секретаре Ретунской Н.Г.
с участием прокурора Фоминой П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 марта 2013 года по делу
по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Тена Л.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Товариществу собственников жилья "Монолит-3" о признании незаконными действий по расчету и назначению компенсации по оплате отопления, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула в интересах Тен Л.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО "Фирма ПЖЭТ-2"", в котором с учетом уточнения просил: признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложить обязанность на УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула указывать для расчета компенсации по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения в размере 193,3 кв.м, расположенного по "адрес" в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги; возложить на ТСЖ "Монолит-3" обязанность произвести истцу расчет компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения - 193,3 кв.м, в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги в период с 01.01.2010 по 31.10.2011; возложить на УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязанность произвести истцу назначение и выплату компенсаций по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения в размере 193,3 кв.м, с 01.01.2010 по 31.10.2011 в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
В обоснование заявленных требований указал, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 2 закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" истцу как реабилитированному лицу и проживающим совместно с ней членам семьи предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо с членами своей семьи. Однако, ответчиками в нарушение закона расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен исходя расчета социальной нормы 33 кв.м., а не общей площади жилого помещения 193,3 кв.м.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 марта 2013 года исковые требования прокурора Индустриального района в интересах Тен Л.В. удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула по расчету и назначению Тен Л.В. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья за период с 01.01.2010 по 31.10.2011.
Обязать Товарищество собственников жилья "Монолит-3" произвести Тену Л.В. расчет компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения 193,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в период с 01.01.2010 по 31.10.2011 в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула произвести Тену Л.В. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения 193,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в период с 01.01.2010 по 31.10.2011 в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула просит решение отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Кроме того, прокурором не предоставлен расчет льготы, подтверждающий необходимость иного размера выплаты.
В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) просит отменить решение, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что в нарушение ст.56 ГПК РФ прокурор не представил расчет недополученной истицей компенсации, в соответствии с которым должны быть установлены факт нарушения прав льготополучателя, задолженность и размер компенсации. Суд оставил без внимания ходатайство третьего лицо об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Необходимость установления наличия и размера задолженности подтверждается судебной практикой, согласно которой судом был истребован расчет сумм недоплаты, а дело в итоге передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее "данные изъяты" рублей. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор просит решение суда оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заслушав прокурора, возражавшего против доводов жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Тен Л.В. является лицом, пострадавшим от политических репрессий, ему на праве собственности принадлежит "адрес" в "адрес" общей площадью 193,3 кв.м.
Обслуживание жилого дома производится ТСЖ "Монолит-3", которым производится начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, выдача расчетно-платежных документов.
Решением УСЗН по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.04.2008 года. При этом расчет компенсации расходов на оплату услуги отопления предоставлялся истцу в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление, исходя из площади жилья в размере 33 кв.м.
В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст.16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года N1761-1 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в Федеральном бюджете на очередной финансовый год.На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края N156-ЗС от 27 декабря 2007 года "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 4 данного Закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 настоящего Закона.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года N 126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п. 14 правил).
В силу п.15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно п. 29 Правил, организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. 37,38 Правил).
Постановлением администрации г. Барнаула "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" от 26.01.2010 года N 290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.
С учетом изложенного вывод суда о том, что в нарушение требований законодательства положенная истцу льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в 193,3 кв.м, является верным.
Доводы апелляционных жалоб о неустановлении размера задолженности не могут повлечь отмену решения. Так, судом установлено, что размер компенсации был установлен истцу исходя из площади, определенной в размере 33 кв.м, таким образом, имел место факт непредоставления компенсации в полном объеме.
Довод Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула о том, что оно не является надлежащим ответчиком, был предметом проверки суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Так, согласно Закону Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС, организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено. Таким образом, юридически значимое решение об объеме льготы, влекущее для истца правовые последствия, принимается органом в сфере социальной защиты населения.
Вопреки доводам жалобы ответчика, Управление, являясь уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения, обязано предоставлять в управляющую организацию списки льготополучателей с указанием размера общей площади жилого помещения и кода льготника для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки.
Довод жалобы о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период, основаны на неверном толковании закона и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Факт того, что Тену Л.В. в период с 01 января 2010 г. по 31 октября 2011г. в нарушение действующего в этот период законодательства ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения 33 кв.м, в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения, судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца. Поскольку доказательств, которые бы опровергали данные выводы суда, ответчиками не представлено, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, направленных на восстановление нарушенного права Тена Л.В.
Ссылка в жалобе Главалтайсоцзащита на то, что судом необоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, не принимается во внимание, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаты не является основанием для отмены решения суда, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Доводы жалобы о возможном нарушении правил родовой подсудности, судебная коллегия не принимает, поскольку исковые требования о признании незаконными действий органа социальной защиты населения подсудны районному суду и дело не может быть передано мировому судье, вне зависимости от размера подлежащих выплате материальному истцу сумм.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем, основания для удовлетворения жалоб отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.