Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Ракитиной Ю. В. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах Ракитиной Ю.В. обратился в суд первоначально с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района о возложении обязанности по предоставлению Ракитиной Ю.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте г.Барнаула по договору социального найма в размере "данные изъяты" кв.м. общей площади.
Исковые требования обоснованы тем, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на обеспечение жилым помещением. Однако, после окончания пребывания в образовательном учреждении жилье ей предоставлено не было, в администрации Октябрьского района г.Барнаула ДД.ММ.ГГ она была принята на учет нуждающихся в жилом помещении среди лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, ссылаясь на Постановление Администрации Алтайского края от 27.12.2012г. N736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", просил обязать Управление Алтайского края по ЖКХ предоставить Ракитиной Ю.В. жилое благоустроенное помещение в черте г.Барнаула площадью "данные изъяты" кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены. Суд обязал Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Ракитиной Ю.В. благоустроенное жилое помещение в черте г.Барнаула в размере "данные изъяты" кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в нарушение ст.39 ГПК РФ прокурор в рамках возбужденного гражданского дела не вправе был одновременно изменять предмет и основание иска. Судом не учтено, что обеспечение истца жилым помещением должно осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 22.11.2012 N 633, с учетом даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в пределах бюджетных ассигнований, предоставленных в очередном финансовом году. Сведения о Ракитиной включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изложенное свидетельствует о преждевременности вывода суда о наличии правовых оснований для предоставления истцу жилья по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку права истца не нарушены. Кроме того, в соответствии с законодательством АК жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются в границе соответствующего муниципального образования. Черта г.Барнаула не совпадает с границей муниципального образования города Барнаула.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав истицу, прокурора, возражавших против удовлетворения жалобы, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с п.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
С 01 января 2013 г. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом установлено, что Ракитина Ю.В. ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ мать Ракитиной Ю.В. - Ракитина Л.В. признана безвестно отсутствующей, отец истца - Ракитин В.Ю. умер ДД.ММ.ГГ
Постановлением администрации Первомайского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Ракитина Ю.В. определена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.
Жилое помещение за Ракитиной Ю.В. не закреплялось.
Ракитина Ю.В. не имеет во владении жилых строений, помещений, прав на недвижимое имущество за ней не зарегистрировано, что подтверждается справками Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ
Согласно письму комитета по образованию администрации Ленинского района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ Ракитина Ю.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, состояла на предварительном регистрационном учете в комитете по образованию как оставшаяся без попечения родителей и не имеющая закрепленного за ней жилья.
Ракитина Ю.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" "адрес" с ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Ракитина Ю.В. ДД.ММ.ГГ года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения жилищного фонда Алтайского края по договору социального найма.
Согласно ответу администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, Ракитина Ю.В. состоит на учете в администрации Октябрьского района г. Барнаула в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, по состоянию на ДД.ММ.ГГ очередь Ракитиной Ю.В. среди лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ***.
Судом достоверно установлено, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до настоящего времени жилое помещение Ракитиной Ю.В. предоставлено не было, с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она в установленном порядке не снималась.
Сведений о том, что истица улучшила свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.
Между тем, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Так, положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что федеральным и региональным законодательством реализация прав лиц названной категории по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики.
Таким образом, доводы жалобы о преждевременности исковых требований основаны на неправильном толковании норм права, поскольку право на предоставление жилого помещения возникло у истца еще до вступления в силу вышеуказанных изменений, с вступлением в силу изменений не прекратилось и указанными изменениями не поставлено в зависимость от каких-либо новых обстоятельств, зависящих от истца.
Право на предоставление жилого помещения возникло у истца еще до вступления в силу вышеуказанных изменений, с вступлением в силу изменений не прекратилось и указанными изменениями не поставлено в зависимость от каких-либо новых обстоятельств, зависящих от истца.
Доводы жалобы ответчика о том, что в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, за три года ее действия планируется обеспечить жильем 958 детей сирот, в том числе 316 человек в 2013 году, судебной коллегией не принимаются. В данном случае реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена Федеральным законом в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования, не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Доводы жалобы о том, что исковые требования изменены прокурором в нарушение ст. 39 ГПК РФ с одновременным изменением предмета и основание иска, несостоятельны, поскольку прокурор изменил только предмет иска, основание иска, а именно фактические обстоятельства, относящиеся к истцу (принадлежность к числу лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие закрепленного и иного жилья, не предоставление жилого помещения ответчиком), на которых прокурор основывает свои требования, остались неизменными.
Между тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимание довод жалобы о неправомерности указания в резолютивной части решения суда о предоставлении жилого помещения - в черте города Барнаула, вместо - в границах муниципального образования.
Как следует из положений п.5 ст.17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС (ред.от 11.10.2012) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", детям (лицам) оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
Согласно ст. 3 "Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789) (ред. от 01.03.2013) Муниципальное образование город Барнаул является административным центром Алтайского края и наделено статусом городского округа законом Алтайского края от 27.12.2008 N 144-ЗС "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края".
Полное наименование муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края. Сокращенное наименование муниципального образования - город Барнаул.
Понятия "муниципальное образование", "городской округ" и "город Барнаул", используемые в Уставе, применяются в одном значении в отношении городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Территория города Барнаула включает земли в пределах черты города Барнаула, а также в соответствии с Генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями) (ст.8 Устава).
При этом, как следует из положений ст.10 Устава, черта города Барнаула не совпадает с границей города Барнаула.
Таким образом, указание в резолютивной части решения суда на предоставление жилого помещения "в черте города Барнаула" является неверным.
В этой связи судебная коллегия считает необходимым, не отменяя решение по существу, уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в иной редакции, с указанием на предоставление жилья "в границах муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края".
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть этого решения, изложив абзац второй в следующей редакции:
"Обязать управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Ракитиной Ю. В. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения не менее "данные изъяты" кв.м.".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.