Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре Кирющенко У.А.,
с участием прокурора Хомутцовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 14 марта 2013 года по делу
по исковому заявлению прокурора Волчихинского района Алтайского края в интересах Марковой И. С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Волчихинского района Алтайского края о понуждении совершить действие,
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волчихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Марковой И.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству(с учетом уточнения требований) о возложении обязанности предоставить Марковой И.С. вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в "адрес" Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование иска прокурор указал, что Маркова И.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации "адрес" "Об утверждении решения жилищной комиссии" *** от ДД.ММ.ГГ Маркова(до брака "данные изъяты") И.С. признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена в общую очередь под номером "данные изъяты", с внесением в первоочередной список "детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В настоящее время Маркова И.С. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" в "адрес" Алтайского края с мужем и сыном. Данное жилое помещение Маркова И.С. вынуждена арендовать в связи с отсутствием собственного жилья. Жилого помещения по договору социального найма ответчиком Марковой И.С. предоставлено не было.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ суд возложил обязанность на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Марковой И.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах "адрес" Алтайского края размером не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, за счет жилищного фонда Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что прокурор в ходе рассмотрения дела изменил и предмет иска, и его основание, что является нарушением процессуального законодательства. Вывод суда об обязании ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края преждевременен, т.к. в соответствии с действующим законодательством права истца не нарушены, поскольку Постановлением Администрации Алтайского края от 22.11.2012 N 633 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, за три года действия которой планируется обеспечить жильем 958 детей-сирот, в том числе 316 человек в 2013г. Жилые помещения будут предоставляться лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Списку, сформированному управлением по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления, или после 01.01.2013 - в управление.
Кроме того, жилые помещения по Федеральному закону от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляются указанной категории граждан по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая составляла до 1.01.2013 не менее 33кв.м.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы истец Маркова И.С., представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что решение подлежит оставлению в силе, апелляционная жалоба - без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по п.4.ч.1 ст.330ГПК РФ.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Марковой И.С., относящейся к лицам из числа детей-сирот, возникло право на обеспечение ее жилым помещением в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В связи с изменением действующего законодательства с 01.01.2013 предусмотрен иной порядок реализации указанного права, а именно: предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Поскольку полагающееся по закону Марковой И.С. жилое помещение по договору социального найма не было предоставлено, несмотря на то, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, то право на обеспечение жильем у истца не утрачено в связи с принятием изменений в вышеперечисленные законодательные акты и установлением иного порядка предоставления жилых помещений данной категории граждан.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.
Конституцией Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" ч.1 ст.72 Конституции). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который начал действовать с 1 января 2013 года.
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.
Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено Жилищным кодексом Российской Федерации в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условии, и времени принятия их на учет (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007 г. (ответ на вопрос 3), утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.).
С 1 января 2013 г. указанная выше категория граждан обеспечивается жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений, нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из толкования данной нормы, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). Для этой цели органом исполнительной власти субъекта РФ формируется список указанных лиц.
Введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г. независимо от их возраста (п.2 ст.4 Федерального закона N 15-ФЗ).
Вследствие изменения федерального законодательства Законом Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" были внесены соответствующие изменения в законодательство Алтайского края, вступившие в силу с 01 января 2013 года.
Согласно ч. 1 ст. 4 закона Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", изложенной в новой редакции, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
В дополнение к нормам ч.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в новой редакции) пунктом 5 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" установлено, что детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный ст.17-2 данного Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в указанный выше список, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
Согласно ст. 17-2 Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 данного Закона, включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Включение в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 14 лет, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган документов.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства и законов Алтайского края Администрацией Алтайского края принято Постановление от 27.12.2012г. N 736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", содержащее, в том числе, переходные положения (п.5.1.), согласно которым органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 1 января 2013 года и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, правильными являются выводы суда первой инстанции о том, что Маркова И.С., относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятая на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке (Постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ), не обеспеченная жилым помещением на момент рассмотрения настоящего спора и включенная в реестр очередников для предоставления жилого помещения жилищного фонда Алтайского края (согласно ответу от ДД.ММ.ГГ - л.д.56), подлежит обеспечению жилым помещением в порядке, предусмотренном соответствующими нормативно-правовыми актами в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГ, а именно с предоставлением жилого благоустроенного помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Однако, верно принятое по существу решение суда подлежит изменению в части указания на возложение обязанности предоставить жилое благоустроенное помещение в границах "адрес" и в размере 33 м2, а не в пределах и не размером не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек в связи со следующим.
В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая в Алтайском крае составляла не менее 33кв.м.
Исходя из содержания ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края"( в редакции Закона от 11 октября 2012 года N 74-ЗС) жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются в границе соответствующего муниципального образования.
Довод апелляционной жалобы о преждевременности вывода суда о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края и о наличии утвержденной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку реализация предусмотренного Конституцией Российской Федерации права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением не поставлена законодателем в зависимость от отсутствия или наличия достаточного бюджетного финансирования.
Судебная коллегия не соглашается с доводами жалобы о том, что, уточняя исковые требования, прокурор в нарушение ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одновременно изменил и предмет, и основание иска.
Как следует из материалов дела, исковое заявление прокурора в интересах Марковой И.С. поступило в суд ДД.ММ.ГГ, принято к производству суда ДД.ММ.ГГ. Изменения в законодательстве, регулирующем порядок обеспечения жильем детей-сирот, вступили в силу с ДД.ММ.ГГ. Таким образом, формулируя исковые требования при предъявлении иска в суд, прокурор правомерно руководствовался действующим на тот момент законодательством.
Последующее уточнение прокурором исковых требований по своей правовой сути являлось изменением предмета иска, т.е. материально-правового требования, и было вызвано соответствующими изменениями, внесенными в нормативно-правовые акты, на которые ранее ссылался истец, вступившими в силу в ходе рассмотрения дела.
Данное обстоятельство не может рассматриваться как одновременное изменение, в том числе, и основания иска, поскольку фактические обстоятельства иска остались прежними, а именно: принадлежность к лицам из числа детей-сирот, возникновение права на обеспечение жилым помещением, принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отсутствие на момент рассмотрения спора какого-либо жилого помещения или строения на праве собственности или пользования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 14 марта 2013года удовлетворить.
Изменить решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 14 марта 2013года, изложив решение в следующей редакции:
"Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Марковой И. С. жилое благоустроенное помещение в границах "адрес" Алтайского края в размере 33 м2 по договору найма специализированного жилого помещения".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.