Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Сафроновой М.В., Рудь Е.П.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Бийского района Алтайского края на решение Бийского районного суда Алтайского края от 20 марта 2013 года по делу по иску Шумакова А. В., Шумаковой Ю. Б., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего сына ФИО1 к администрации Бийского района Алтайского края, жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края, возложении обязанности включить семью в список граждан, изъявивших желание принять участие в муниципальной целевой программе "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шумаков А.В., Шумакова Ю.Б., действующая в своих интересах и в интересах малолетнего сына ФИО1 обратились в суд с иском к администрации Бийского района Алтайского края, жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края, в котором с учетом уточнений просили признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** об отказе во включении семьи Шумаковых в список на участие в муниципальной целевой программе "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы, возложить на администрацию Бийского района Алтайского края обязанность включить семью Шумаковых в список на участие в муниципальной целевой программе "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы, с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что их семья, состоящая из "данные изъяты" человек, включая "данные изъяты", постановлением администрации "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ *** была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Несмотря на то, что истцы зарегистрированы по месту жительства в семьях своих "данные изъяты", фактически членами семьи собственников жилых помещений по месту своей регистрации они не являются, снимают жилье на условиях коммерческого найма. ДД.ММ.ГГ семья Шумаковых с целью улучшения своих жилищных условий обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении ее в состав участников муниципальной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы. Решением жилищной комиссии администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГ истцам было отказано во включении в список на участие в указанной муниципальной целевой программе на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право стоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как истцы имеют регистрацию по месту жительства в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности их родителям.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 20 марта 2013 года иск Шумакова А.В., Шумаковой Ю.Б., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего "данные изъяты" ФИО1 удовлетворен.
Признано незаконным решение жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края, принятое на заседании ДД.ММ.ГГ об отказе во включении семьи Шумакова А.В. и Шумаковой Ю.Б., в список граждан, изъявивших желание принять участие в муниципальной целевой программе "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы, утвержденное постановлением главы администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
На администрацию Бийского района Алтайского края возложена обязанность в срок не позднее пяти дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, включить семью Шумаковых, состоящую из: "данные изъяты" - Шумаков А.В., "данные изъяты" - Шумакова Ю.Б., "данные изъяты" - ФИО1, в список на участие в муниципальной целевой программе "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы, с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Бийского района Алтайского края просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что суд неправильно установил факт нуждаемости Шумакова А.В. и Шумаковой Ю.Б. в улучшении жилищных условий, поскольку истцы к такой категории граждан не относятся. Судом не принято во внимание, что "данные изъяты" Шумакова А.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 105,1 кв.м., а "данные изъяты" Шумаковой Ю.Б. на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 59,6 кв.м. Суд не учел, что истцы не ограничены в праве пользования жилыми помещениями, которые принадлежат их "данные изъяты". Судом не дана оценка имущественного положения всех членов семьи Шумаковых, истцам не было предложено представить документы, определяющие стоимость принадлежащего им имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не дана оценка тому, что в собственности истцов имеется земельный участок, не выяснены обстоятельства намерения приобретения истцами дома расположенного на данном земельном участке.
В возражении на апелляционную жалобу истцы Шумаков А.В., Шумакова Ю.Б. просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Согласно приведенным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N 590 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы", в которой содержатся такие же условия для признания молодой семьи участником подпрограммы.
Постановлением администрации Алтайского края от 11.07.2011 N 356 утвержден Порядок формирования списков молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы".
Постановлением администрации Бийского района Алтайского края от 03.06.2011 N262 утверждена муниципальная целевая программа "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы.
Как видно из материалов дела, Шумаков А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения и Шумакова ( "данные изъяты") Ю.Б., ДД.ММ.ГГ года рождения состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ у Шумакова А.В. и Шумаковой Ю.Б. родился ребенок ФИО1
Шумаков А.В., Шумакова Ю.Б., ФИО1 в собственности жилых строений, помещений не имеют.
Постановлением администрации "данные изъяты" N81а от 18.05.2011 Шумаков А.В., Шумакова Ю.Б., ФИО1 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий по "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГ Шумаков А.В. обратился в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении его семьи в состав участников муниципальной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы с приложением листа регистрации документов.
На день обращения Шумаков А.В. состоял на регистрационном учете по адресу: "адрес" Шумакова Ю.Б. и ФИО1 состояли на регистрационном учете по адресу: "адрес".
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В Бийском районе Алтайского края учетная норма общей площади жилого помещения составляет 9 квадратных метров.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, комиссией принято решение об отказе во включении семьи Шумаковых в список на участие в муниципальной целевой программе "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное решение жилищной комиссии было утверждено постановлением главы администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и доведено до сведения Шумакова А.В.
Разрешая заявленные требования, суд признал такое решение жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края незаконным, при этом исходил из того, что семья Шумаковых не обеспечена жильем.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В целях федеральных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Аналогичная позиция изложена в постановлении администрации Алтайского края от 29.12.2010 года N 590 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы".
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Действительно, из материалов дела усматривается, что Шумаков А.В. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем по праву общей совместной собственности ФИО2, ФИО3, а Шумакова Ю.Б. и ФИО1 зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем по праву общей совместной собственности ФИО4, ФИО5
Между тем, Шумаков А.В., а Шумакова Ю.Б. и ФИО1 в указанных жилых помещения не проживают, в обоснование чего истцами были представлены договоры коммерческого найма жилого помещения (л.д. 12-15).
Кроме того, в процессе рассмотрения дела истец Шумаков А.В. пояснил, что проживает в жилом доме "данные изъяты" Шумаковой Ю.Б., который он со своей семьей у него снимают (л.д. 90 оборот).
Доказательств обратного, а равно того, что истцы проживают по месту своей регистрации, ответчиком по правилам ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Поскольку истцы не проживают совместно с собственниками указанных жилых помещений ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5в принадлежащих им жилых помещениях, то они не относятся к членам семьи собственника жилого помещения.
При этом судебная коллегия соглашается со ссылкой суда первой инстанции на п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, так как истцы не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживают в жилом помещении на основании договора коммерческого найма, следовательно, они являются гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о незаконности действий ответчика, отказавшего истцам во включении в список молодых семей-претендентов на участие в вышеуказанной Программе.
Более того, из материалов дела видно, что истцы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий Постановлением "данные изъяты", Шумаков А.В. обратился в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении его семьи в состав участников муниципальной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в Бийском районе" на 2011-2015 годы с приложением соответствующих документов.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы судебной коллегией не учитываются, поскольку вышеуказанные выводы не опровергают и основаны на неверном толковании норм материального права.
Указания в жалобе, что судом не дана оценка имущественного положения всех членов семьи Шумаковых, истцам не было предложено представить документы, определяющие стоимость принадлежащего им имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не дана оценка тому, что в собственности истцов имеется земельный участок, не выяснены обстоятельства намерения приобретения истцами дома расположенного на данном земельном участке, во внимание не принимаются, поскольку данные обстоятельства не являются препятствием для участия вышеназванной Программе.
Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Бийского района Алтайского края на решение Бийского районного суда Алтайского края от 20 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.