Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.
судей Александровой Л.А., Титовой В.В.
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (основную и дополнительную) ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Т.К.А. к Администрации Октябрьского района г.Барнаула и Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении благоустроенного жилого помещения в черте г. Барнаула по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Барнаула Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Т.К.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула в котором с учетом последующего изменения исковых требований просил возложить на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить Т.К.А. жилое благоустроенное помещение в черте г.Барнаула в размере "данные изъяты" м.кв. по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования обоснованы тем, что Т.К.А. в установленном порядке признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ). Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. N15-ФЗ), на основании ст.17-1 Закона Алтайского края N136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края" имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений площадью не менее "данные изъяты" кв.м..
Истец Т.К.А. в судебном заседании поддержала измененные прокурором исковые требования.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Т.К.А. удовлетворены частично.
Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязано предоставить Т.К.А. жилое благоустроенное помещение в черте г. Барнаула в размере "данные изъяты" м2 по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении иска к Администрации Октябрьского района г.Барнаула отказано.
В апелляционной жалобе Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение отменить, принять новое, которым истцу в иске отказать, ссылаясь на то, что судом в нарушение положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято изменение заявленных прокурором исковых требований, в которых одновременно изменены как предмет, так и основание иска.
С учетом того, что сведения о Т.К.А. включены в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещении, реестровая запись *** от ДД.ММ.ГГ, нарушения прав истца ответчиками не допущено. Жилым помещением Т.К.А. будет обеспечена в соответствии с установленным Порядком обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, в связи с чем решение судом принято преждевременно.
В дополнительно поступившей апелляционной жалобе указывает, что жилое помещение подлежит предоставлению не в черте г.Барнаула, а в границах муниципального образования городского округа - город Барнаул, так как это указано в законе.
Прокурором, участвующим в деле, на апелляционную жалобу поданы письменные возражения с указанием на ее необоснованность.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, истца Т.К.А., возражавших против удовлетворения жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб (основной и дополнительной), проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Т.К.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшимся без попечения родителей.
Матерью Т.К.А. является ФИО, в свидетельстве о рождении отец записан со слов матери, что подтверждается свидетельством о рождении Т.К.А. от ДД.ММ.ГГ и справкой о рождении, выданной ДД.ММ.ГГ отделом ЗАГС администрации "адрес" по Зудиловскому с/с.
Решением Целинного районного суда Алтайского края от 14.04.2003 мать Т.К.А. - ФИО признана безвестно отсутствующей.
Решением исполнительного комитета Центрального районного совета народных депутатов Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ несовершеннолетние Т.К.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, и ФИО, ДД.ММ.ГГ года рождения, были помещены в учреждение общественного воспитания, право пользования жилым помещением за ними не закреплялось.
Справкой Исполнительного комитета Центрального районного совета народных депутатов г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ подтверждено, что Т.К.А. ценного имущества и жилой площади не имеет.
Т.К.А. не имеет во владении жилых строений, помещений, право собственности на объекты недвижимости за Т.К.А. не зарегистрировано, что подтверждается справкой Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ и сведениями из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ.
Из путевок *** б/д, *** от ДД.ММ.ГГ и *** б/д, выданных на имя Т.К.А., следует, что последняя находилась и являлась воспитанником "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
Согласно справке "данные изъяты" за *** от ДД.ММ.ГГ, Т.К.А. с ДД.ММ.ГГ отчислена из школы-интерната приказом *** от ДД.ММ.ГГ в связи с окончанием учебы; будет продолжать обучение в "данные изъяты".
С ДД.ММ.ГГ Т.К.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Т.К.А. обратилась в администрацию Октябрьского района г.Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Т.К.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи один человек, для предоставления жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Алтайского края.
С ДД.ММ.ГГ вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.Согласно ответу Администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, Т.К.А. состоит на учете в администрации Октябрьского района г. Барнаула в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включенной в реестр очередников для предоставления жилого помещения жилищного фонда Алтайского края среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер в реестре по состоянию на ДД.ММ.ГГ - ***. Личные дела граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации Октябрьского района г. Барнаула в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, направлены в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Алтайского края согласно постановлению Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей".Положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.Судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до настоящего времени Т.К.А. жилым помещением обеспечена не была, с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленном порядке не снималась. Сведений о том, что истец улучшила жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиками суду не представлено.Учитывая, что реализация права на получение жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от очереди, которую истец занимает в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, у районного суда не имелось оснований для отказа в иске.Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики. При указанных обстоятельствах судебная коллегия доводы жалобы о преждевременности исковых требований признает несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм права. Доводы жалобы о планируемом в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015 годы обеспечении жильем 958 детей - сирот, в том числе 316 человек в 2013 г., судебной коллегией в качестве основания к отмене решения не принимаются, поскольку реализация права на получение жилого помещения не поставлена в данном случае в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.Доводы жалобы о принятии судом в нарушение положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одновременного изменения прокурором предмета и основания иска судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку, как усматривается из материалов дела, прокурором изменен только предмет иска, основания иска, а именно обстоятельства, на которых истец основывал свои требования, остались неизменными. Определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон является обязанностью суда, поэтому ссылка прокурора на иной материальный закон не означает изменение основания иска. Вместе с тем, изложенный в дополнительно поступившей жалобе довод о неправомерности указания в резолютивной части решения суда на предоставление жилого помещения в черте города Барнаула, вместо указания в "границах муниципального образования" заслуживает внимания, но не влечет отмену правильно принятого по существу решения. Как следует из положений ст.17-1 Закона Алтайского края от 11.10.2012 N74-ЗС " О внесении изменений в закон N136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" - детям (лицам) оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. Согласно ст. 3 "Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789) (ред. от 01.03.2013) Муниципальное образование город Барнаул является административным центром Алтайского края и наделено статусом городского округа законом Алтайского края от 27.12.2008 N 144-ЗС "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края". Полное наименование муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края. Сокращенное наименование муниципального образования - город Барнаул. Понятия "муниципальное образование", "городской округ" и "город Барнаул", используемые в Уставе, применяются в одном значении в отношении городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Территория города Барнаула включает земли в пределах черты города Барнаула, а также в соответствии с Генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями) (ст.8 Устава).
При этом, как следует из положений ст.10 Устава, черта города Барнаула не совпадает с границей города Барнаула.
Таким образом, указание в резолютивной части решения суда на предоставление жилого помещения "в черте города Барнаула" является неверным.
В этой связи, судебная коллегия считает возможным, не отменяя решение по существу, уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в иной редакции, с указанием на предоставление жилья "границах муниципального образования городского округа - г.Барнаул".
В остальной части решение суда является правильным, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб основной и дополнительной не имеется.
Руководствуясь ст.328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы (основную и дополнительную) Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив абзац 2 в следующей редакции:
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Т.К.А. жилое благоустроенное помещение в границах муниципального образования городского округа - г.Барнаул в размере "данные изъяты" м2 по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.