Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Явкиной М.А.
судей Новоселовой Е.Г., Рудь Е.П.
при секретаре Гридасовой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Лапшакова Ф.Ф. на решение Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по иску Лапшакова Ф. Ф.ча к Государственному учреждению Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Явкиной М.А, объяснения истца Лапшакова Ф.Ф., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Межеваловой Е.В., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА
Лапшаков Ф.Ф. обратился в суд с иском к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации. ФКУ медико-социальной экспертизы по АК ему была выдана индивидуальная программа реабилитации, установлены следующие технические средства реабилитации: однокомпонентный дренируемый калоприемник диаметром 70 мм (одна штука в сутки), крем защитный (тюбик) - одна штука в месяц, очиститель для кожи (одна штука на два месяца), защитная пленка (одна штука на два месяца). Поскольку крем и предложенные калоприемники ему не подошли, он приобретает средства реабилитации самостоятельно, а именно - защитный крем "Рециниол".
Так, он израсходовал на приобретение рециниола (3) за 1 квартал 705 руб., ему компенсировали во втором квартале только 499,32руб., недоплата составила 290,10руб.; в третьем квартале израсходовал 2681,90 руб., компенсировали 2106,90 руб., недоплата составила 574 руб.; в четвертом квартале израсходовал 1974,10 руб. (8), компенсация не выплачена. Отказ мотивирован тем, что по количеству тюбиков он уже выбрал защитный крем за весь год, поскольку в программе реабилитации указано 9 тюбиков крема, а компенсация возможна только в пределах стоимости одного средства в год, а не всех мероприятий по реабилитации в целом. Полагает, что выплата компенсации подлежит в полном объеме, исходя из стоимости всей программы реабилитации. Он ее просчитал на месяц исходя из цен по госконтракту: 31,40 руб. (1 калоприемник) х 30 дней = 944,70 руб., крем защитный 320 руб. в месяц, очиститель (исходя из цен из аптеки)-120 руб.\2 =60 руб. в месяц; пленка (по ценам медтехники) 100 руб. в месяц, итого примерно 1424,70 руб. в месяц. То есть в пределах этой суммы ему должны платить компенсацию, а не отдельно по каждому техсредству программы. Калоприемник и защитный крем - это одно средство, их необходимо компенсировать из общей стоимости.
Ссылался на то, что нарушением прав ответчиком ему был причинен моральный вред, у него ухудшилось зрение, он лечился в офтальмологической клинике, в связи с чем, просил взыскать компенсацию морального вреда в сумме 17000 руб.
Решением Железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГ Лапшакову Ф.Ф. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Лапшаков Ф.Ф. просит отменить решение, восстановить справедливость, ссылается на те же обстоятельства, что приведены в обоснование заявленных требований, а также на то, что суд неправильно применил материальный закон о защите прав инвалидов, который предусматривает ему самостоятельно выбрать конкретное техническое средство реабилитации (крем защитный), а ответчика в полном объеме возместить понесенные им расходы.
В поступивших возражениях ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводам о том, что компенсация за самостоятельно приобретенные инвалидами техсредства реабилитации осуществляется по каждому виду такого средства в отдельности и на основании цен, установленных госконтрактом, оплата технического средства в большем количестве не предусмотрена, независимо от того, обращался ли истец за компенсацией оплаты за другие средства либо их не использовал.
С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на правильном толковании норм материального права.
В соответствии с абзацем 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Данный перечень утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 11.1 Федерального закона предусмотрено, что технические средства реабилитации, протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее ? Правила), пунктом 3 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации как путем их предоставления в безвозмездное пользование, так и путем выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.
Согласно пунктам 2, 4 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
В силу статьи 11 Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов в соответствии со статьей 8 Федерального закона возлагается на Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
В случае если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то в соответствии с п. 15(1) Правил ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного средства (изделия), но не более стоимости соответствующего средства (изделия), предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с указанными Правилами.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ ***н от ДД.ММ.ГГ (далее - Порядок).
На основании п. З Порядка, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства и (или) оказанной услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с п. 4 Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона), информация о котором располагается на официальном вебсайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации не состоялась, стоимость соответствующего технического средства определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru., проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Как установлено судом, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР) *** от ДД.ММ.ГГ, разработанной Филиалом *** ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Лапшакову Ф.Ф. определена нуждаемость в следующих технических средствах реабилитации (далее - TCP): однокомпонентный дренируемый калоприемник диаметром 70мм (1 шт. в сутки); крем защитный - тюбик (1 шт. в месяц); очиститель для кожи (1 шт. на 2 месяца); защитная пленка (1 шт. на 2 месяца).
В связи с подачей Лапшаковым ДД.ММ.ГГ заявления об отказе от обеспечения рекомендованными ему ИПР *** от ДД.ММ.ГГ техническими средствами реабилитации, с указанной даты технические средства ему не предоставлялись.
ДД.ММ.ГГ в филиал *** отделения Фонда от истца поступило заявление о возмещении ему расходов за самостоятельно приобретенный защитный крем "Рециниол" в количестве 3 шт. на сумму 705 руб.
Учитывая, что отделением Фонда на момент поступления данного заявления истца ( ДД.ММ.ГГ) не был заключен Государственный контракт на поставку специальных средств по уходу за стомой (защитный крем, очиститель для кожи, паста-герметик, пленка защитная) для обеспечения инвалидов, стоимость одного тюбика крема защитного, в соответствии с п. 4 вышеназванного Порядка, определялась по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку TCP уполномоченным органом, расположенным в пределах территории "адрес" РФ. В частности по "адрес" в соответствии с Госконтрактом *** от ДД.ММ.ГГ цена 1 тюбика крема защитного составляла 166,44 руб.
В связи с этим Лапшакову Ф.Ф. были компенсированы расходы, понесенные на приобретение крема защитного, в размере 499,32 руб. (166,44 руб. х Зшт.).
ДД.ММ.ГГ истец обратился с заявлением о компенсации расходов на приобретение калоприемников однокомпонентных дренируемых в количестве 10 шт. на сумму 605 руб., крема защитного в количестве 6 шт. на сумму 2076 руб.
На момент поступления от Лапшакова Ф.Ф. данного заявления действовал Государственный контракт от ДД.ММ.ГГ ***, заключенный отделением Фонда с "адрес"вым государственным унитарным предприятием "Алтаймедтехника" на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (калоприемников однокомпонентных) для обеспечения инвалидов, в соответствии с которым стоимость калоприемника однокомпонентного составляла 31,49 руб. за единицу изделия. Соответственно для возмещения Лапшакову Ф.Ф. расходов на приобретенные им 10 шт. калоприемников, стоимость одного калоприемника, согласно действующему Порядку, определялась в соответствии данным Госконтрактом (31,49х10=314,9), указанная сумма была Лапшакову компенсирована.
По "адрес" в соответствии с Госконтрактом *** от ДД.ММ.ГГ цена крема составляла 320 руб.
Согласно п. 7 Порядка, в случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный по итогам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида в соответствии с представленными документами, подтверждающими расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оплаты оказанной услуги.
Поскольку истцом был представлен платежный документ - товарный чек *** от ДД.ММ.ГГ, подтверждающий расходы на приобретение крема защитного по разным ценам, а именно: 4 крема по 288 руб. за 1 шт. (меньше, чем стоимость по Госконтракту *** от ДД.ММ.ГГ) и 2 крема по 462 руб. за 1 шт. (больше, чем стоимость по Госконтракту *** от ДД.ММ.ГГ), филиалом *** отделения Фонда принято решение *** от ДД.ММ.ГГ о возмещении Лапшакову Ф.Ф. расходов за самостоятельное приобретение крема защитного в размере 1792 руб., из них 1152 руб. составили полную стоимость крема защитного по цене 288 руб. за штуку (288 руб. х 4шт.) и 640 руб. -стоимость крема защитного в пределах цены крема за 1 шт. в соответствии с Госконтрактом *** от ДД.ММ.ГГ (320 руб. х 2 шт.) (за период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ)
ДД.ММ.ГГ истцом представлялись финансовые документы, подтверждающие покупку крема защитного в количестве 7 шт. на сумму 1974 руб., для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
В выплате компенсации в указанной части истцу было отказано обоснованно, поскольку Лапшаков Ф.Ф. на момент подачи заявления - ДД.ММ.ГГ, был обеспечен кремом защитным до ДД.ММ.ГГ - в пределах календарного года.
В соответствии с вышеназванными нормами действующего законодательства Российской Федерации обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом за счет средств из федерального бюджета. При этом объем средств на реализацию мер социальной поддержки для льготной категории граждан предусматривается в федеральном законе о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий календарный год. Соответственно Фонд осуществляет полномочия по обеспечению граждан льготной категории техническими средствами реабилитации в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году.
Таким образом, судом правомерно установлено, что на момент обращения истца в суд ( ДД.ММ.ГГ) отделением Фонда Лапшакову Ф.Ф. выплачена компенсация за защитный крем - 9 шт., то есть в количестве, определенном Программой реабилитации по цене, установленной Госконтрактом.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания действий ответчика по невыплате истцу компенсации незаконными и удовлетворения заявленных требований.
Доводы истца о том, что компенсация должна производится в пределах стоимости всей программы реабилитации в целом, а не каждого средства в отдельности, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании указанных выше норм материального права, а также ИПР, предусматривающей, что Лапшаков Ф.Ф. нуждается в четырех отдельных видах технических средств реабилитации.
Не основаны на законе и ссылки истца на то, что он самостоятельно имеет право определять вид технических средств реабилитации и нуждаемость в том или ином ТСР.
Действительно, в указанном выше Федеральном законе закреплено, что в случае отказа от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, указанных в ИПР, а также от реализации программы в целом, инвалид вправе самостоятельно решать вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. Однако, отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей не дает ему права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Судом полно установлены все обстоятельства дела, им дана верная правовая оценка, доводы жалобы не содержат оснований, которые повлекли бы отмену судебного постановления.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Лапшакова Ф.Ф. на решение Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.