Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Блинова В.А., Довиденко Е.А
при секретаре Кирющенко У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по иску Гречухиной М. В. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" Алтайского края о признании права на меры социальной поддержки,
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гречухина М. В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по "адрес" Алтайского края о признании права на меры социальной поддержки, ссылаясь на то, что является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Гречухина В.А., которому была установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности -военная травма. По день смерти он получал пенсию по линии Министерства обороны СССР, ДД.ММ.ГГ Гречухин В. А. умер. ДД.ММ.ГГ истец обратилась в Управление социальной защиты по "адрес" с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В назначении такой компенсации ей отказано по причине отсутствия документа, подтверждающего установление инвалидности супругу вследствие военной травмы. Единственным сохранившимся документом, подтверждающим, что супругу была установлена инвалидность вследствие военной травмы, является справка Змеиногорского горвоенкомата, которая не принята во внимание ответчиком. Возможность получить иные документы утрачена в связи со смертью супруга. В связи с чем истец считает отказ необоснованным, поскольку указанная справка подтверждает ее право на получение ежемесячной денежной компенсации в связи со смертью супруга. На основании изложенного, Гречухина М.В. просила признать за ней, как вдовой инвалида Великой Отечественной войны право на получение ежемесячной денежной компенсации с ДД.ММ.ГГ.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 19.03.2013г. исковые требования Гречухиной М.В. удовлетворены.
За Гречухиной М.В. признано право на меры социальной поддержки, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
На Управление социальной защиты населения по "адрес" Алтайского края возложена обязанность назначить Гречухиной М.В. выплату ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 10 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", с 01.01.2012 г.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит об отмене решения по следующим основаниям. Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.9,10 и 13 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установлен закрытый перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации членам семьи умершего инвалида вследствие военной травмы. Член семьи умершего инвалида вследствие военной травмы должен представить документы, подтверждающие наличие инвалидности вследствие военной травмы на дату смерти гражданина, а именно справку МСЭ и ВТЭК. Гречухиной М.В. была представлена справка Змеиногорского ОГКВ от ДД.ММ.ГГ о том, что Гречухин В.А. состоял на учете в Змеиногорском горвоенкомате, получал пенсию по линии Минобороны РФ как инвалид Великой Отечественной войны второй группы. По данным ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю", архивные данные об освидетельствовании Гречухина В.А. в службе МСЭ отсутствуют, в связи с чем ответчик правомерно отказал истцу в назначении компенсации. Истцу было рекомендовано установить факт имеющий юридическое значение, что умерший супруг истца на момент смерти ДД.ММ.ГГ являлся инвалидом "данные изъяты" группы с причиной инвалидности "военная травма". Однако судом не были приняты во внимание указанные доводы ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по пунктам 3,4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" устанавливает, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида 1 группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи ( включая умершего (погибшего) инвалида).
В силу пункта 1 части 11 статьи 3 данного Закона к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Согласно подпункта "б" пункта 4 указанных Правил, для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и следующие документы: копию документа, удостоверяющего личность; копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; копию свидетельства о смерти инвалида - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 10 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака; копии свидетельств о рождении детей; копия справки, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности с детства, - для детей, достигших возраста 18 лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста; справка образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (представляется по достижении им 18-летнего возраста каждый учебный год), - для ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении); копию решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) - для опекуна (попечителя).
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельства дела.
Разрешая заявленные Гречухиной М.В. требования, суд первой инстанции установил, что согласно информации Военного комиссариата Алтайского края и Отдела военного комиссариата Алтайского края по г. Змеиногорску, Змеиногорскому и Третьяковскому районам от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ Гречухин В. А. получал пенсию с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (пенсионное дело N ***) по линии Министерства обороны РФ по инвалидности ( "данные изъяты" группа), связанной с исполнением обязанностей военной службы, выплата пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГ в связи со смертью (л.д.51,53).
Из графы "ранения и контузии" военного билета на имя Гречухина В.А. видно, что ДД.ММ.ГГ он был "данные изъяты" ( ст.Глубокая) (л.д.10).
Согласно свидетельству о болезни от ДД.ММ.ГГ, Гречухин В.А. был освидетельствован Военно- врачебной комиссией по распоряжению Змеиногорского горвоенкомата. Из текста освидетельствования, краткого анамнеза следует, что Гречухин В.А. жаловался на "данные изъяты". Имел "данные изъяты". Ему выставлен диагноз: "данные изъяты". Постановлением ОВВК СибВО от ДД.ММ.ГГ *** по ст.26 гр.4 " Расписания болезней и физических недостатков" приказа МО СССР *** от ДД.ММ.ГГ., Гречухин В.А. признан "негодным" к военной службе в мирное время и "ограниченно годным второй степени" в военное время ( л.д.65).
Других медицинских документов, справок об установлении инвалидности в деле не имеется.
Содержание понятия "инвалиды вследствие военной травмы" раскрывается в ст.21 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** ( ред.от ДД.ММ.ГГ,с изм. от ДД.ММ.ГГ) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п. "а" ст.21 вышеуказанного Закона, инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;
На момент рассмотрения спора формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 г. N 17.
Как следует из п. 7 вышеназванного разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных
обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой "военная травма".
Согласно Разъяснениям, факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
При отсутствии военно-медицинских документов или при их ненадлежащем оформлении причина инвалидности с формулировкой "военная травма" устанавливается участникам Великой Отечественной войны - фронтовикам и воинам, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан, в случаях:
а) имеющихся хронических медленно прогрессирующих заболеваний, которые не были выявлены в период военной службы, при представлении документов, выданных лечебным учреждением, которые дают основания отнести начало заболевания к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан), а также если в военно-медицинских документах указаны отдельные симптомы заболевания, приведшего к инвалидности;
б) имеющихся последствий увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если факт их получения указан в графе "анамнез" военно-медицинского документа, составленного в годы Великой Отечественной войны (ведения военных действий в Республике Афганистан), или в графе "диагноз" указаны только отдельные симптомы заболевания, приведшего впоследствии к инвалидности;
в) имеющихся последствий черепно-мозговой травмы, если в военно-медицинском документе имеются указания на ранения головы (лица), шеи или на одновременно полученные множественные осколочные ранения любой локализации;
г) имеющихся последствий ранения, если в военно-медицинском или ином военном документе (боевая характеристика, представление к награде, воинскому званию, аттестации и т.п.) имеются указания на тяжелое ранение.
В указанных случаях (подпункты а - г) в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы для определения причины инвалидности "военная травма" должны представляться военные документы, подтверждающие службу бывшего военнослужащего в действующей армии, и данные лечебных учреждений, содержащие сведения о состоянии его здоровья.
При решении вопроса о времени возникновения у участника Великой Отечественной войны - фронтовика или воина, выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан, хронического медленно прогрессирующего заболевания федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы проводится ретроспективный анализ развития данного заболевания на основе тщательного изучения анамнестических сведений, данных лечебно-профилактических учреждений, характеризующих клиническую картину, а также условий работы и быта после увольнения с военной службы. Документы о времени обращения участника Великой Отечественной войны - фронтовика или воина, выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан, в лечебные учреждения по поводу хронического медленно прогрессирующего заболевания должны подтверждать возникновение и развитие данного заболевания в период пребывания в действующей армии и свидетельствовать о прогрессировании этого заболевания.
Бывшим военнослужащим, ранее признававшимся инвалидами Великой Отечественной войны, которым в настоящее время установлена причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание", определяется причина инвалидности с формулировкой "военная травма" на основании документов о службе в действующей армии, о полученном в период пребывания на фронте увечье (ранении, травме, контузии), заболевании и документов, подтверждающих, что бывший военнослужащий ранее признавался инвалидом Великой Отечественной войны.
При отсутствии у бывших военнослужащих военно-медицинских документов, необходимых для определения причинной связи инвалидности с военной травмой, прохождением военной службы и другими обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством, причина инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы определяется с формулировкой "общее заболевание" и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов. После получения необходимых документов федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы формулировка причины инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования.
ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России не найдено архивных данных об освидетельствовании Гречухина В.А. в службе медико-социальной экспертизе Алтайского края (л.д.48).
Действующее законодательство разграничило причины инвалидности в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влечет нетождественные правовые последствия.
Из анализа материалов дела видно, что они не содержат и истцом не представлены достоверные доказательства, которые бы подтвердили установление инвалидности Гречухину В.А. второй группы вследствие военной травмы либо с формулировкой "военная травма".
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о наличии у Гречухиной М.В. права на получение ежемесячной денежной компенсации на основании ч.10 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" противоречат материалам дела и положениям действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске, поскольку в ч. 10 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в качестве основания для назначения ежемесячной денежной компенсации, предусмотрены ряд условий, в том числе условие - наступление смерти (гибели) инвалида вследствие военной травмы.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гречухиной М. В. к Управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому району Алтайского края о признании права на меры социальной поддержки, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и возложении на Управление социальной защиты населения по "адрес" Алтайского края обязанности назначить Гречухиной М. В. выплату ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 10 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 01 января 2012 года, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.